Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Елена Макарова: два крыла счастливой женщины

Елена Макарова: два крыла счастливой женщины
11.03.2022

Вы замечали, что старшие братья и сёстры зачастую становятся и первыми авторитетами, и неосознанными стимулами? Лена уже в школе была заметной: подвижной, активной, с весёлым блеском в глазах. Когда же её старшая сестра Лида поступила учиться в Лесотехническую академию, то младшая тоже решила: хочу, как она. Но то ли звёзды так сложились, то ли судьба более прозорлива, нежели настойчивая выпускница Важинской школы Лена Вознейчук, в академию ей поступить не удалось. Ну что ж, ещё неизвестно, кто больше потерял, и Лена незамедлительно подала документы в Петрозаводский лесотехнический техникум. То, что её будущее должно быть связано с лесом, не вызывало у неё никаких сомнений. В семье отец Василий Иванович Вознейчук каждый день возил рабочих на лесные делянки и зачастую брал с собой детей: порыбачить на лесных озерках, пособирать грибы-ягоды, да и просто подышать смолистым духом леса. Так что лес – это любовь с детства и навсегда. Успешно окончив техникум и получив специальность техника лесного лесопаркового хозяйства, а также контролёра лесозаготовительного деревообрабатывающего производства, молодой специалист первым делом вышла замуж и сразу же пошла работать в Подпорожский политехнический техникум обучать девочек, как проводить контроль качества материалов, заготовок и так далее. С тех пор она стала Еленой Васильевной, хотя на тот момент некоторые студентки были ей ровесницами. Она была мастером, классным руководителем, преподавателем, позже стала старшим мастером и, будучи преподавателем, училась заочно в ЛГУ имени А. С. Пушкина на факультете государственного муниципального управления. Сейчас Елена Васильевна является заместителем директора техникума по учебно-воспитательной работе. Мы беседуем с ней о работе, выборе профессии, семье – в общем, о жизни.

ВСЁ, ЧТО НИ ДЕЛАЕТСЯ — К ЛУЧШЕМУ

– Елена Васильевна, после окончания лесотехнического техникума вы хотели пойти на производство или обучать кого-то? Как получилось, что вы попали в Подпорожский политехникум?

– Обучать кого-то я никогда не думала. Ещё когда училась в техникуме, то была старостой в общежитии, председателем профсоюза, и приходилось решать какие-то организационные моменты. Закончила и хотела пойти на производство, в лес. Я, можно сказать, болела лесом. Стала искать работу, ходила по предприятиям, обратилась в лесничество. Со мной вместе на собеседование пришли мои однокурсники. Я пошла первой. И директор мне сказал: «Ты ещё молодая, замуж вышла, сейчас пойдёшь в декрет... И вообще, в лесу женщинам очень трудно». Меня не взяли, а тех, кто пришёл устраиваться после меня, на работу приняли. Сейчас понимаю, что руководитель лесничества не сделал мне плохо, поскольку немного погодя в Подпорожском техникуме открылась вакансия мастера по деревообработке. Я, конечно, сомневалась в своих силах: нас же не учили обучать детей. С первых дней начала осваивать структуру урока, учиться составлять план, конспект. Первое время было очень тяжело, и я до сих пор благодарна своим наставникам. Полина Дмитриевна Шестакова мне во многом помогла. Я ходила к ней на уроки, просто сидела и смотрела, как она ведёт.
И надо сказать, у меня никогда не было сомнений, что это не моё. Я хотела научить тому, что умею сама. Хотела объяснить так, чтобы было просто и понятно. А ещё хотелось что-то доказать себе. Пришлось очень много учиться, но, как я уже сказала, мне помогли мои коллеги по работе. У нас работала мастером Татьяна Павловна Иванова, у которой ранее был огромный опыт работы мастером на предприятии, где делали мебель. Она меня посвящала во все тонкости производства. Получалось, что сначала я учусь у кого-то, а потом учу других.
У меня же опыта работы на предприятии не было, только лесная практика. В двухтысячные годы у нас в Подпорожье не было цехов по изготовлению мебели и, соответственно, негде было посмотреть на процесс производства вживую, у кого-то обучиться. И я использовала любую возможность набраться опыта: ездила на предприятия области, семинары, курсы. Руководство шло навстречу. Спасибо Ольге Анатольевне Чечельницкой, которая была директором ППТ, она всегда была за. Сейчас обязанности директора исполняет Наталья Николаевна Зимина.

– В чём заключается работа старшего мастера?

– Когда я начинала работу в качестве мастера, то обучала девочек-контролёров, как проводить приёмку на предприятиях пиломатериалов – то есть такая узкая специфика. Кстати, они учились принимать и элементы мебели. Но в нашем районе обычно всё сводится к приёмке круглого леса и пиломатериалов. Старший же мастер отвечает за все профессии, обеспечивает всех независимо от специальности. В его обязанности входит управление учебно-производственными мастерскими. Он организует обучение практическим навыкам внутри техникума, занимается обеспечением мастерских. Мастера делали мне заявки, что необходимо для уроков, и я закупала электроды, саморезы, токарные резцы и многое другое. Значительно расширился и круг общения. Я связывалась с социальными партнёрами в городе, практически со всеми предприятиями, чтобы трудоустроить наших ребят на практику. Мы студентам предлагаем места для практики с учётом их желаний. Например, кто-то хочет проходить практику там, где работает папа. Мы не против, если база соответствует. Для иногородних ребят мы базу подыскиваем.
На данный момент у нас заключён 21 социально действующий договор с предприятиями. Все крупные предприятия, которые есть в районе, идут нам навстречу и готовы принимать наших детей: завод МЖБК, «Мется Форест», «Мется Свирь», Древпром, торговые точки и другие предприятия. На каждого ребёнка составляется индивидуальный договор на период прохождения практики. Таких договоров у нас порядка трёхсот в год проходит. Сложилась хорошая взаимосвязь с «Пятёрочкой», где ребята обучаются прямо в торговом зале. Как правило, все девочки остаются в этих магазинах. Есть у нас предприятие «Ховеркрафт» по изготовлению судов на воздушной подушке. Там берут на стажировку только наших ребят. Лучшие в районе сварщики аргонно-дуговой сварки работают там, и парни набираются у них опыта.

ОТ ДОБРА ДОБРА НЕ ИЩУТ

– В последние годы на поступление в Подпорожский политехнический техникум объявляется конкурс. В связи с чем? Престиж техникума как образовательного профессионального учреждения растёт или есть другая причина?

– Сейчас ситуация очень изменилась. К нам приходят замечательные ребята. Если раньше у некоторых бытовало мнение, что к нам идут только «слабые» или те, кто просто финансово не могут себе позволить уехать куда-то, то сейчас могу твёрдо сказать: да ничего подобного! Зачем ехать куда-то в Петрозаводск, Петербург, когда у тебя такой же техникум здесь, дома. Просто, чтобы уехать от мамы? К тому же мы можем дать ещё и качественное образование. Пример: наши студенты выступают на чемпионате молодых профессионалов WorldSkills за область, занимают призовые места! Это ли не показатель?! Сейчас из школы приходят очень хорошие, активные, умные ребята,
У нас постоянно какие-то мероприятия, акции, причём их инициаторы – сами студенты. Конечно, из-за коронавируса мы несколько ограничены, например, не можем себе позволить проведение живых концертов, но всё равно не уходим от этих мероприятий. 23 февраля был запланирован концерт «Мистер Техникум», ребята очень хотели представлять себя на сцене. Но пришлось перенести в онлайн-режим, объявили голосование. Две тысячи человек откликнулось! Подготовили линейку памяти Жени Хаматова. Ребята проявили большой интерес. 8 марта будет «Мисс Техникум». Приятный момент для девочек. 23 февраля ещё была акция «Наши защитники», которую мы сами придумали. Наши выпускники скидывали фотографии «ВКонтакте», когда они находились или находятся на военной службе. Смотришь – красавцы!
Сейчас все вакцинируются, все понимают необходимость. Мы собираем группу ребят и на автобусе привозим в пункт вакцинации. Последний раз они поехали в Подпорожскую больницу, возвратились и рассказали, что дорожек нет, всё снегом замело. Я ответила: «А вы почистите. Поймите, территория больницы большая, дворник не справляется». И наши ребята из группы сварщиков расчистили все дорожки к больнице. Я это к чему: ребята сами уже видят, где необходима их активность, не остаются безучастными. И нашему дворнику помогают.

– Сколько специальностей можно получить в техникуме в настоящее время?

– У нас очное обучение. Сейчас обучается 15 учебных групп и присутствует порядка 10 направлений. Есть несколько уровней подготовки. Есть подготовка специалистов среднего звена, где можно освоить сетевое системное администрирование, технологию машиностроения, технологию деревообработки, товароведение, экспертизу качества потребительских товаров. Срок обучения 4 года.
Далее идёт программа подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Это сварщик, электромонтёр. Сейчас набрали группу обучения новой профессии «Мастер ЖКХ». На оборудование абсолютно новой мастерской затрачено более шести миллионов рублей. «Мастер ЖКХ» включает несколько профессий, по окончании техникума можно работать и сантехником, и плотником. У нас есть возможность получить профессию повара, кондитера. Многие техникумы хитрят немного, привлекая абитуриентов, пишут: повар-кондитер. А по факту обучают на кондитеров. А у нас – через запятую. То есть, кроме основной профессии повара, ребята получают дополнительно профессию кондитера. Это намного шире.
У нас проводятся конкурсы профессионального мастерства, праздник «Горжусь профессией своей», где в торжественной обстановке мы чествуем ребят-победителей конкурсов. В преддверии праздника проводим выставку «Профессия в лицах».

– В техникуме больше подпорожских студентов или иногородних?

– Из Подпорожского района немного больше, но очень много ребят из Лодейного Поля. Мы проводили профориентацию. Раньше они почему-то были негативно к уровню техникума настроены. Сейчас звонят, спрашивают: «Можно мы на 8 марта пораньше приедем, потому что в один автобус все не войдём?» У нас предоставляется общежитие: на неделе они у нас, на выходные уезжают в Лодейное Поле. Дорога им тоже оплачивается. Есть ребята и из других мест, не говоря уже о Винницах, Вознесенье. Сейчас в Подпорожском политехническом техникуме 352 студента. Это не самый большой техникум области, но и не маленький.

– Волонтёрство у вас есть?

– Многие воспринимают волонтёрство, как помощь пенсио-нерам: разгрузить что-то, дров принести. Волонтёрство бывает разное. У нас три направления этого движения. Есть социальное направление, которым занимается Маргарита Ивановна Казачёнок. Она отработала в техникуме больше 26 лет и взаимодействует со всеми бывшими работниками до сих пор. Вообще, коллектив техникума как одна большая семья. С Маргаритой Ивановной ребята в большей степени помогают пожилым людям. Есть патриотическое направление «Помним и чтим». Это корпус от «Волонтёров Победы». Здесь руководящая и организующая роль преподавателя истории Елены Сергеевны Александровой. На различные другие акции у нас собирает ребят Людмила Борисовна Максимова. Она руководитель волонтёрского клуба «3D – Дари Добро Другим». Бывают разовые акции, бывают плановые. Так, ребята провели акцию «Стоп ВИЧ/СПИД», проводили разъяснительную работу по группам. В праздники волонтёры поздравляют ветеранов техникума с Днём учителя.

– Какова перспектива трудоустройства выпускников техникума?

– Предприятия района готовы принимать наших ребят, поскольку видят их в деле на практике. Вопрос в другом: нужно ли это ребятам? Прежде всего, сразу после выпускного, ребят, как правило, забирают в армию. Когда они возвращаются, то говорят, естественно, о заработной плате. Не всегда их желания совпадают с возможностями работодателя. По факту, они приходят начинающими специалистами и им требуется дополнительное обучение для конкретного предприятия. Не все это понимают и хотят сразу заработную плату, как у высококвалифицированных специалистов. И зачастую принимают решение уехать в тот же Санкт-Петербург. Их тянет в большой город, где много знакомых, друзей, где есть более разнообразные развлечения. Практически все, кто уезжают, устраиваются на работу, допустим, сварщиками на крупных заводах или автомеханиками на крупных предприятиях по сборке иностранных автомобилей. Есть те, которые уходят в «Пятёрочку», но все работают. Все работы хороши. Мы стараемся, чтобы каждый был трудоустроен, не брошен. Наша задача не только дать профессию, но и научить, как себя прокормить. Если работает – это уже хорошо. Айтишники практически все трудоустроены: «СвирьТелеком», «Тема-Телеком». В районе на любом предприятии есть наши бывшие студенты. Кто-то уже поднялся по карьерной лестнице. Мои девочки-приёмщицы сейчас уже начальники складов. Прихожу и говорю: «Уже, может быть, мне надо к вам на стажировку?» Приятно за ребят.

ЛУЧШИЕ СРЕДИ ЛУЧШИХ

– Вы, можно сказать, трепетно относитесь к чемпионату молодых профессионалов WorldSkills? Почему?

– Чемпионат молодых профессионалов – это тот идеал, тот уровень современного профессионализма, к которому надо стремиться. Можно сказать, ориентир. Вот сейчас наши ребята успешно выступили на VI открытом региональном чемпионате «Молодые профессионалы» в Ленинградской области и показали себя очень достойно. В копилке техникума 9 медалей: 3 золотых, 3 серебряных, 3 бронзовых. Первые места – Илья Зубов (наставник А. А. Кирилкин), Артём Яковлев (наставник И. В. Дюжова), и команда: Антон Афонькин и Никита Алексеев (наставник Ю. П. Ханталин), три вторых места – Мария Гапачева (наставник Л. Б. Максимова), Руслан Васильев (наставник Н. В. Киреев), Даниил Ихалайнен (наставник Т. В. Васина). Ренат Османов (наставник Н. А. Смирнова), Даниил Журов (наставник И. В. Дюжова), Владимир Соркин (наставник Ю. П. Ханталин) заняли третье место. Каждый в своей компетенции.
Соревнования проходили в семнадцати городах нашего региона. Подпорожские студенты выехали в Сосновый Бор, Кингисепп, Тосно, Кировск, Тихвин, Волхов, Гатчину.
Когда всё только начиналось, у нас было всего четыре компетенции и две площадки в Кировске и Тихвине. Теперь количество компетенций растёт с каждым годом, их можно насчитать порядка семи десятков. Поясню, что компетенция – это набор знаний и навыков в рамках Международной спецификации по определённым профессиям и специальностям. На чемпионате демонстрируют уровень мастерства на порядок выше того, чему учат ребят в техникуме. После обучения в течение трёх лет в техникуме все выпускники выходят – во всяком случае, должны выйти, – на достаточно высокий уровень, который был продемонстрирован на чемпионате.
На этом чемпионате в феврале 2022 года мы представляли 14 компетенций, причём мы не являемся площадкой и готовили ребят даже по некоторым профессиям, которым не обучаем в техникуме. Ребят вместе с экспертами было на чемпионате порядка сорока человек, потому что в некоторых компетенциях есть командная игра.
С гордостью могу сказать, что в последние годы мы входим в пятёрку учебных заведений области по медальному зачёту. Наши студенты побеждают на этом чемпионате, а ведь туда собираются лучшие в регионе. И наши ребята лучшие среди лучших. Это уже говорит о многом.
Два года подряд наши дети выступали в общероссийском финале. Это можно назвать олимпиадой профессий в России. Прошлым летом в составе сборной Ленинградской области в Финале IХ Национального чемпионата «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)», в городе Уфе Республики Башкортостан Мира Навроцкая и Александр Шершнёв взяли бронзу. Мы вошли в тройку лучших специалистов в России! Вся страна смотрела, как подпорожская девочка сварочным аппаратом сваривала оптоволокно. Кстати, совсем не обязательно, что сварочное производство будут представлять студенты, которые обучаются на сварщика. Первой ступенью отбора является олимпиада в техникуме «Техолимп». Она проводится по всем направлениям, и каждый студент может принять во всех направлениях участие. Как-то мастер отметил, что Дарья Степанова, которая обучалась на технологии машиностроения, очень хорошо читает чертежи. И мы решили взять на чемпионат в мужскую компетенцию девчонку. Её научили сваривать, обрабатывать металл и всё остальное. И Даша взяла бронзовую медаль. Все подходили на чемпионате, брали у неё интервью.
Сейчас Маша Уторова обучается на товароведа. Она взяла золотую медаль в Абилимпиксе. Есть такой конкурс для инвалидов и людей с ограниченными возможностями. Она выступала в компетенции, никак не связанной с её профессией – «Инженерный дизайн CAD». Это автоматизированная компьютерная программа, где учат чертить детали и выполнять сборочный чертёж. Это непросто – шестерню одну вычертить. Маша выполняла чертежи отдельных деталей, потом соединяла их в узел и выводила сборочный чертёж сложного двигателя.
Опять же с гордостью могу сказать, что у нас такие преподаватели, которые могут за достаточно короткий срок с нуля обучить ребёнка, и он становится чемпионом. Подготовка начинается с сентября, а в феврале или апреле студент уже участвует в чемпионате. Одна девочка пошла учиться на продавца, а по пути получила очень хорошие конструкторские навыки. И так со многими ребятами. Сейчас мы представляем компетенции «Обработка листового металла», «Web-дизайн». Мы не обучаем таким профессиям, но у нас есть такие ребята, которые могут что-то «сверх». По факту, студент, который участвует в WorldSkills, получает очень много возможностей. Естественно, это пригодится и для трудоустройства, и вообще в жизни: столько много профессий сразу по выходу из техникума.

Я Б В РАБОЧИЕ ПОШЁЛ...

– И всё же в настоящее время наиболее востребованы айтишники?

– Я бы так не сказала. Сейчас большой спрос на токарей. У нас в районе их очень мало, а на любом крупном предприятии обязательно требуется токарь. Вот муж у меня в Древпроме работает токарем, вытачивает детали, которые нельзя в магазине купить или они очень дорогостоящие. А это можно сделать на станке. В ремонтных мастерских «Мется Форест», ДРСУ, «Судопластсервис» станки стоят. В механосборочном цехе всё забито заказами. Токари нужны, хорошие сварщики. Ребят с практики забирают, многие остаются на предприятиях. Благодарственные письма нам от руководства приходят.
На сегодняшний день профессия сварщика отличается от профессии сварщика лет тридцать назад. Однозначно. Прежде всего, оборудование. Сейчас настолько большое количество различного оборудования. Каждый производитель пытается что-то усовершенствовать. А сколько появилось сварочных аппаратов! Сварка ручная, дуговая полуавтоматом, аргоном. Если, предположим, бак из нержавейки надо сварить, нужен тот, кто умеет варить аргоном. У нас в техникуме ребят обучают, скажем так, сверх плана. Не во всех техникумах есть аргон. А наши ребята умеют. То же в отношении расходников. Раньше были простые электроды, немного, две-три марки. Сейчас есть для каждого металла, для определённых назначений. Так что ребята должны знать очень многое.
Что касается айтишников, не все люди понимают это слово. Многие думают, что это человек, который занимается ремонтом компьютеров. А в этой специальности внутри ещё девять направлений. Вот у нас «Сетевое системное администрирование». Это специалист, который соединяет в цепь компьютеры и обеспечивает их взаимодействие. Да, он может производить какой-то ремонт, когда у меня сломался компьютер, но это не главное в его специализации. Есть веб-разработка и дизайн. Есть IT-специалисты, которые отвечают за безопасность, смотрят, чтоб вас не взломали. В этой профессии настолько много всего! А нам делают заявку: нам нужен мальчик, который может набирать документы. Сейчас ребята не хотят набирать тексты, а идут в «Тему-Телеком» на прокладку кабелей, оптоволокна. Это быстро развивающаяся индустрия, нужно идти в ногу со временем, постоянно развиваться. Многие идут учиться дальше в вузы по этому направлению. Вот, например, Даниил Петров, который занял первое место на Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства по прикладной информатике в Москве в 2018 году. 85 регионов было на этой олимпиаде, каждый из которых представил по одному самому умному ребёнку. И первое место занял мальчик из Подпорожья!

ПЕСНЬ ЖАВОРОНКАМ

– Елена Васильевна, что у вас в приоритете: работа или семья?

– Работу я очень люблю! Но семья в приоритете всегда. Моим детям (а у меня два сына: Егор и Роман), думаю, приходится нелегко. Старший сын учится в восьмом классе, а младший – во втором.
Мама и папа работают, и детям порой не хватает общения с родителями. Даже когда мой ребёнок делает свою домашнюю работу, ту, что задали в школе, я сижу рядом и проверяю работы своих студентов. Стараюсь в выходные что-то вкусненькое им приготовить, например, калиток испеку, они любят. Мы ездим на дачу, на природу. В Петербург, в парки как-то не так тянет. Мы больше предпочитаем дома вместе побыть. На рыбалку всей семьёй ездим, собаку берём и в лес отдыхать. Бывают дни, когда совсем тяжко. Просто берём собаку и просто идём подышать лесом. Отдохнуть, остановиться. Иногда надо просто остановиться, сделать вдох полной грудью и продолжать жить дальше.

– А замужем давно?

– Я уже 20 лет Макарова. Мы поженились до армии, в сентябре, а в декабре Андрей ушёл в армию. Мы с ним начали встречаться ещё в школе. Потом я уехала учиться в Петрозаводск на три года, а он тут учился, в техникуме на сварщика. Так как Андрей был женат, его отправили служить в Петербург. И фактически все выходные я была у него. Ночевала даже один раз под воротами КПП. Приехали со свёкром забирать мужа на выходные, а нам его не отдали. Мы в машине ждали до утра. Даже не верится, что со мной это было.
Андрей сейчас в Древпроме работает. Он обучался на сварщика, но умеет ремонтировать машины и может работать токарем. Муж ужасно не любит демонстрировать личные отношения на людях. Он же такой большой мужчина! Но я постоянно чувствую его заботу и теплоту.

– Были в вашей жизни такие моменты: не ожидали – получилось?

– Такого нет. С мужем всё время говорим об этом. Кому-то субсидию дадут, кому-то квартиру. Мы по жизни всего добивались сами. Захотели машину – взяли кредит и честно отрабатывали. Я за рулём уже 13 лет. Сейчас квартиру купили в ипотеку, теперь её отрабатываем. Мы хотели попасть в программу «Молодая семья» до 35 лет, но не получилось. Так что живём тихо и скромно.
Я встаю без десяти пять утра. Приняла душ, выпила чашку кофе, и утро у меня началось. Но это сейчас. А раньше 20 лет мы жили в частном доме. Дом старый, бабушкин, рассчитан на три семьи. Как я устала от всего. Многие хотят жить в деревянном доме, только не все понимают, что это такое. Когда есть все удобства – это одно. А когда дом не новый, нужно топить печки. Так я утром встану, успею истопить печку, вечером пришли – ещё раз истопили печку. Надо перед этим дров принести, а потом подождать, закрыть печку. А ты устал и спать хочешь. Но вот парадокс: к благоустроенной квартире мы не сразу привыкли. Ждём лета и тогда снова в дом!
Я жаворонок. Мне так комфортнее. Во-первых, утро нормализует настрой на день. Утром встала – тишина. Успеваю сделать кучу дел до работы. Это во-вторых. Мама меня приучила каждый день варить свежий суп. В общем, готовлю на день еду. Параллельно ещё работаю дома над какими-нибудь документами. Собираюсь и рано уезжаю. Дети ещё спят. Раньше на работу общественным транспортом из Важин до Подпорожья добиралась. Сейчас у нас в техникуме ходит автобус, ребят подвозит. Я с ними.
Если же поздно вставать, то пока ты раскачиваешься, сам себя расхолаживаешь, а утром на это времени нет. Получается, за такой же отрезок времени я делаю намного больше работы.
Зато я рано отхожу ко сну. После трудового дня приходишь, голова тяжёлая. Потому в девять часов все уже лежат по полатям. Хочешь – не хочешь, спать. У меня и дети рано ложатся.

НЕЗАКОНЧЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

– В воспитательной работе в техникуме своя специфика. Знаний, опыта хватает?

– Мне всегда хочется попробовать то, что ранее не умела. Потом, может быть, такие амбиции: почему другие могут, а я не могу. Вроде не глупее других. И поэтому всю жизнь учусь. Когда училась в институте, была возможность изучить английский язык с правом последующего преподавания. Мне говорили: «Зачем тебе это нужно, ты же учителем не работаешь. Зачем тебе второй диплом?» Я тогда даже толком не знала, как ответить, но знала, что применение найду.
Вот сейчас чемпионат, нагрузка большая, мероприятий очень много. А я одновременно учусь на двух курсах. По проблемам разрешения конфликтов – службе медиации. В любой организации, как правило в школах, есть такая служба. Очень интересным был для меня вопрос: как можно поссорившихся людей соединить. Есть много практик, какие-то методики. Хочу изучить.

– Почему психологический аспект заинтересовал?

– Потому что с этого года я стала заместителем директора по учебно-воспитательной работе, а педагогического образования как такового у меня нет. Раньше от мастеров-производственников не требовалось педагогическое образование. Сейчас уже такой стандарт: все мастера производственного обучения должны иметь образование педагога профессионального образования. И сейчас воспитательная работа – основная моя деятельность, и я подхожу к этому со всей ответственностью. Непросто воспитать личность. Своего-то ребёнка многие не знают, где-то что-то могут упустить. А тут чужие дети, то есть двойная нагрузка, ответственность перед родителями. И хочется больше знать в плане. Всё уже давно придумано, всё есть, только учись.
Для каждой учебной группы у нас разработана индивидуальная программа воспитания. Профессиональное воспитание – оно тоже существует. Хороший специалист – не только тот, кто умеет работать руками, знает своё дело. Он взаимодействует с людьми. Надо уметь найти общий язык в команде, с руководителем, другими коллегами. Столько аспектов именно воспитательного характера. Да, в Советском Союзе была система воспитания. Но сейчас живут и работают в другом режиме, взаимодействуют в других скоростях. Раньше был контакт «лицо к лицу». Теперь зачастую бывает «через»: телефон, монитор и так далее. Естественно, мы пытаемся находить этот контакт «лицо в лицо», иногда через посредника.
В техникум приходят учиться уже довольно взрослые ребята. Бывает, не всегда из благополучных семей. И здесь они впервые видят заботу. Общежитие – это вообще отдельная семья. Ребята говорят, что о них так не заботились. Девочка приходит и говорит: «Я в школе была никому не нужна, а тут педагоги заботятся». Наши социальные педагоги приезжают домой, смотрят, как ребята живут, всего ли хватает, нужна ли материальная помощь. У нас для малообеспеченных и студентов, проживающих в общежитии, организовано трёхразовое питание.
Честно говорю, я – счастливая. Сначала повезло с моими учителями в школе, они мне дали многое. Потом мне повезло, что у меня такие родители. Мама с папой любили друг друга до последнего, пока папа не умер. Мы (а в семье было трое детей: я, сестра Лида и брат Артём) его с работы встречали, за стол не садились, пока он домой не придёт. Я не могла представить, что может быть по-другому. Потом мне повезло с мужем. Он меня поддерживает во всех начинаниях, во всём. В жизни я очень много хороших людей встретила. У меня были хорошие учителя, когда я пришла на работу, и мне помогали. Ольга Анатольевна Чечельницкая мне очень помогла. Она всегда поддерживала мои самые безумные идеи, в которые, возможно, никто не верил. Полина Дмитриевна Шестакова, которая взяла зелёную девочку с упёртым характером и всему научила. Сейчас думаю, как же ей тяжело порою было со мной. А она спокойно, шаг за шагом готовила меня, и вот ушла на пенсию и мне всё оставила. Я в течение года находила записочки-подсказки в разных местах, как и что делать. И учили, как общаться с людьми. Не просто уходить, хлопнув дверью, а именно взаимодействовать. И ещё, если ты человеку даёшь, он тебе отдаст в два раза больше. Может, спасибо не скажет, но ты видишь, что глаза-то у него загорелись. И уже капюшон откинут, и очки тёмные сняты. Вот ради этого и живём, ради этих горящих глаз. Мне повезло, я счастливый человек. У меня есть всё. У меня мама жива, каждое утро позвонит и спросит: «Как дела, дочь?» Всё хорошо!

Вадим Александров
Фото из личного архива Елены Макарововй

6.jpg

 
КОНТАКТЫ


ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:

ДОГАДИНА Татьяна Валентиновна

ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР:

КОВАЛЁВА Алла Фёдоровна

ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ:

(81365) 2-45-70

НАШ АДРЕС:

187780, Ленинградская область,
г. Подпорожье, ул. Исакова, д. 3

НАШ ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС:
svogni@mail.ru

ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ "ВКонтакте":
vk.com/svogni

YouTube-КАНАЛ:
youtube.com