Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

ЛЮДМИЛА КРУГЛОВА: ТЕАТР – ШКОЛА ЖИЗНИ

ЛЮДМИЛА КРУГЛОВА: ТЕАТР – ШКОЛА ЖИЗНИ
04.04.2024

Что нас привлекает в театр – и тех, кто сидит в зрительном зале, и тех, кто на сцене? Желание прожить множество жизней, примерить на себе различные роли, окунуться в неведомую нам эпоху или, того больше, в волшебный мир сказки? А может, получить ответ на мучивший нас вопрос, пережить за время спектакля целую гамму чувств?

Скорее всего, нас, взрослых, таких солидных, таких невозмутимых, таких озабоченных серьёзными делами людей притягивает по-детски искренняя возможность включиться в игру. Что уж говорить о детях, которые играют, как дышат.

И, похоже, театр всегда будет иметь своих приверженцев, потому что в чём-то виртуальная театральная жизнь имеет свои неоспоримые преимущества: она объёмна, активна, коммуникабельна, у неё особая, не сравнимая ни с чем другим атмосфера. Театр – он для всех и для каждого.

Понимая, сколь важна роль высокого искусства в становлении личности, в далёком теперь уже 1979 году на базе Подпорожского дома культуры был создан Театр юного зрителя. Появлению ТЮЗа подпорожцы обязаны Светлане Квасовой, первому режиссёру детской драматической театральной студии. Под её руководством юные дарования быстро прибавляли в мастерстве, и в 1987 году коллективу было присвоено звание «Народный».

За 45 лет в Подпорожском ТЮЗе поставлено множество полноценных спектаклей по пьесам отечественных и зарубежных авторов, не считая различные театральные композиции, сотни девчонок и мальчишек постигали актёрское мастерство, получая награды в различных номинациях.

Юные актёры вырастали, им на смену приходили другие. В том, что река театрального творчества не иссякает, несомненно, заслуга режиссёра.

Следом за Светланой Квасовой целая плеяда талантливых режиссёров подвизалась на театральных подмостках Подпорожского КДК: Светлана Мимашева, Светлана Алесенко, Надежда Гагарская, Екатерина Бутасова, Алексей Борошнин.

Шесть лет назад детский театр взяла под своё начало Людмила Круглова, которая по сей день им руководит. Чем живёт сегодня образцовый самодеятельный коллектив Театр юного зрителя в Подпорожье? Об этом наше интервью с его режиссёром.


- Людмила Михайловна, позвольте начать с одной из самых удачных ваших работ за последнее время, – спектакля «Соло для детского голоса», за который коллектив Подпорожского ТЮЗа на международном конкурсе в Белоруссии получил Гран-при и ряд высоких наград в других конкурсных показах. Вы выступили здесь не только в амплуа режиссёра, но и как сценарист. Расскажите о том, как готовился этот спектакль?

– Меня всегда интересовала и привлекала тема боевого и трудового подвига наших людей в годы Великой Отечественной войны. Как-то мне попалась в руки книга Светланы Алексиевич «Последние свидетели». В прямом смысле со слезами на глазах я читала воспоминания о военном детстве: блокаде Ленинграда, эвакуации, концлагерях. Для детей это тяжёлый материал, потому я выбрала более щадящие моменты и переработала конкретно под каждого ребёнка, который у меня занимался. Задействованы были юные актёры всех возрастов. Репетиции шли индивидуально с каждым. С ребятами, особенно маленькими, я проводила беседы по военной тематике, чтобы они настраивались не просто на показ, а постарались понять и прочувствовать, что пережили их сверстники 70-80 лет назад во время войны. Когда мы приступили к работе над спектаклем, был период межсезонья. В дома ещё не дали отопления, и уже ощущалось некоторое похолодание. Я спрашивала: «Дома так же тепло, как летом?» И, получив отрицательный ответ, продолжала: «А вот представьте, когда зимой нет отопления, нет воды. Вот так жили люди в блокаду». То есть, я давала какие-то предполагаемые обстоятельства и старалась провести параллели.

Тема патриотизма у нас отражена не только в спектаклях, но и, например, на конкурсах чтецов «Победный май», «Мы говорим стихами о войне», «Наследие Великой Победы» и многих других.


Как выбираются пьесы?

– Выбор пьесы – задача не из лёгких. Это надо перелопатить Интернет, чтобы подобрать нужную пьесу конкретно под своих детей. В основном я стараюсь пользоваться готовыми сценариями. Стараюсь не брать классику, поскольку сложно одеть персонажей, шить на них костюмы, делать декорации. Хотя сейчас мы взяли «Сказку о рыбаке и рыбке», но там всё-таки народные костюмы, не такие, как у героев пьес Островского, Толстого, Чехова.

Работаем мы и непосредственно с авторами. Так, мы ставили спектакли «Проще пареной репы» и «Раз, два, три, четыре, пять... Машенька идёт гулять» по пьесам Натальи Шор, с которой тесно сотрудничаем. Она даёт нам разрешение на постановку без зачисления гонорара автору. Мы с ней состоим в переписке, она приглашает нас на конкурсы и фестивали, мы ей высылаем видео наших работ.


Какими спектаклями за время вашей работы пополнилась копилка репертуара?

– Уже в декабре 2018 года мной с младшей группой ТЮЗа был поставлен первый спектакль «Ларчик» по мотивам басен, который имел большой успех у юных зрителей.

За шесть лет показаны постановки «Скажем наркотикам «Нет!», «Ёлка» (по произведению Михаила Зощенко «Лёлька и Минька»), «Планета наша – хрупкое стекло» (экологическая тема), «Не любо – не слушай!», «Подруженьки», «Модница», «Лень да Отеть» (по произведениям Степана Писахова). Сюда же отнесём литературно-музыкальные композиции «А вот это и есть – моя родина» (по стихам поэтов Присвирья), «Ясный Бунин в тёмных аллеях», «Надежда – мой компас земной» (по творчеству Александры Пахмутовой и Николая Добронравова) и другие.

В марте 2020 года состоялась премьера трагикомедии по мотивам пьесы Ольги Ширеновой «Беготня вокруг коня». Это психологический, с юмором спектакль о взаимоотношениях детей и родителей, о вере в чудо и добро.

17 мая 2022 года на VI открытом театральном фестивале-конкурсе «Подпорожские встречи» состоялся премьерный показ спектакля «Раз, два, три, четыре, пять…Машенька идёт гулять», где затронута очень важная тема – отстаивание личных границ подростков. Зритель увидел собирательный образ подростков нашего времени, решающих свои проблемы, не выпуская из рук телефоны и другие гаджеты. Музыка и декорации в стиле минимализма добавили спектаклю тревожности, драматизма, интриги. Это, конечно, далеко не весь список.


Как часто радуете подпорожского зрителя премьерами?

– Обычно премьеры весной, как итог годовой работы, но наработанные спектакли мы показываем и осенью.

Ближайшая премьера состоится 4 апреля, где мы будем показывать спектакль по пьесе Анны Берёзы «Неправильная сказка». Он молодёжный, его всей семьёй можно смотреть. Показ приурочен к юбилею нашего театра. Там интересная и необычная фонограмма, необычный сюжет, интрига сохраняется до последнего. Попробую сделать анонс. Совершив много подвигов, из дальних странствий в своё сказочное королевство возвращается рыцарь Дрю. По правилам сказки он должен жениться на принцессе Аурике, но рыцарь разлюбил принцессу и не хочет жениться на ней. Сказочное королевство в панике. Бунт рыцаря Дрю грозит обернуться гибелью сказки, разрушить веками устоявшиеся традиции. Ситуацией пытаются воспользоваться злой чародей Блот и его дочь Кларисса, мечтающие о власти. Им пытаются помешать придворная дама леди Тэсс и придворный маг Теус. Дело осложняется еще одним невероятным скандалом – молодой дракон Гай влюблён в принцессу Аурику и готов бороться за свою любовь. К сожалению, «Неправильную сказку» мы покажем только один раз, так как задействовано много выпускников. Чтобы показывать на следующий год, надо подготовить новых исполнителей. Так что не пропустите, приходите на премьеру.

Как правило, мы берём каждый год новую пьесу. Если состав участников не меняется, то прежние спектакли повторяем несколько раз.

Проблема самодеятельного театра в том, что выпускники уходят, а новых актёров ещё надо подготовить. Как правило, уже не берёшь прежний репертуар, потому что то же самое надо делать, такой же большой процесс пройти. Дети любят что-то новое, а повторение их не сильно привлекает. Обычно спектакль идёт от сорока минут до часа. Маленьким детям стараюсь давать материал фрагментами (на случай, если кто-то заболеет, чтобы можно было его безболезненно заменить).

Мы занимаемся не только постановкой спектаклей. ТЮЗ участвует в различных мероприятиях Подпорожского КДК, например, из недавних: «Прорыв блокады», «Масленица». Мероприятия одноразовые, но подготовка к ним требуется, как к спектаклю, можно много времени потратить. Мы задействованы в районных, областных, международных конкурсах чтецов, участвуем в различного рода онлайн-мероприятиях. Выехать куда-то – затратно. Это и проживание, и питание, и проезд, и участие. Поэтому используем все возможности.


Сколько детей занимается в ТЮЗе?

– Сейчас в Театре юного зрителя занимается 36 человек. Младшую возрастную группу (коллектив-спутник) посещают шесть детей от 6 до 10 лет, в состав средней возрастной группы включено пятнадцать ребят от 11 до 14 лет. Столько же в молодёжной группе, где ведутся занятия с участниками от 15 лет и старше. В эти группы в течение года ещё приходят люди. Бывает, приходят в апреле, хотя набор в сентябре. Я всех беру. Если человек хочет заниматься, нельзя ему отказывать. Конечно, сразу большую роль не дам, но в массовку поставлю. Пока он работает на перспективу, я к нему приглядываюсь. Отрадно, что сейчас в театре занимается много студенческой и работающей молодёжи, а самому старшему участнику ТЮЗа 31 год.

Я не хожу в школы, не ищу участников, как правило, они приходят сами. Очень редко (два-три случая), когда родители приводят. Мы выступаем перед детскими садами, школами и студенческой молодёжью. Ребята видят наши спектакли и сами изъявляют желание выйти на сцену.

Всё же Театр юного зрителя – это детский коллектив, соответственно, и постановки рассчитаны на эту возрастную категорию. Именно поэтому с 1 июня 2022 года ТЮЗ переименован из «народного коллектива» в «образцовый коллектив».


У каждого режиссёра свой стиль, свои методы работы. Каков ваш подход к юным актёрам?

– У нас существуют тренинги, разминки, где я смотрю на каждого ребёнка с разных сторон: голосовые возможности, ритмика, пластика... И пьесы подбираю на тех людей, которые ко мне пришли, ориентируясь на то, что они смогут сделать.

На мой взгляд, любого человека можно раскрыть. Ко мне приходили скромные, застенчивые дети. Они тихо говорили и, были случаи, даже заикались. Но в процессе тренингов и репетиций становились более раскрепощёнными, перестали бояться сцены, перестали бояться общения с другими людьми, стали говорить громко, связно.

Итак, я даю задание актёру, а потом корректирую: это надо сказать тише, здесь громче, здесь сделать паузу, здесь перейти туда-то.

Конечно, с молодёжью и взрослыми работать проще. С младшей группой, где дети подготовительной группы детского сада или школьники начальных классов, сложнее, они больше требуют внимания, более обидчивы. Дети приходят на тренинг, двигаются, приходят в азарт, им кажется, что это урок физкультуры или обычная подвижная игра. Тогда уже начинаешь собирать их в кучу, причём к каждому ребёнку начинаешь искать свой подход.

Со взрослым проще: даёшь определённую задачу и начинаешь непосредственно репетировать.


В чём секрет успеха?

– Дети рвутся на сцену. Им кажется, что две репетиции провели и можно выступать. Приходится объяснять, что не бывает быстрых успехов. Чтобы был успех, чтобы органично смотреться на сцене, – репетиция, репетиция и ещё раз репетиция. Маленьким детям я говорю о бережном отношении к сцене: ничего трогать нельзя, ничего не дёргать, обязательно должна быть сменная обувь, только меня надо слушать, а не советы друг друга. В театре как в армии – дисциплина решает всё, хотите вы этого или нет. Допустим, если вы по своему хотению побежали на сцене в ту сторону, куда не надо было, вы можете в ступор ввести вашего партнёра. Так что чётко идём на заранее определённое место и делаем то, что надо.

В то же время, у нас нет суфлёра, поэтому ребята учат текст. Если они вдруг забывают, я им говорю: выкручивайтесь, как хотите. Вы знаете сюжет, вы знаете, что должно быть дальше. Мне не надо чтобы вы говорили слово в слово, как в пьесе, но вы должны в рамках предлагаемой темы сказать свой текст. Не просто сказать, а обыграть его. Поэтому, если вы где-то слово забыли, продолжайте дальше. В общем, здесь полная свобода действий и импровизации.


Как рождается спектакль?

– Прежде всего я сама несколько раз перечитываю пьесу, чтобы, так сказать, осенило... Я могу напридумывать много чего, но обязана ориентироваться на возможности наших детей, нашей технической базы, учитывать материальные затраты. Спектакль – это удовольствие дорогое. Стараюсь особо не напрягать бюджет Дома культуры. Когда я мысленно увидела определённый ход, то начинаю обсуждение со звукорежиссёром, выражаю свои пожелания по поводу музыкального сопровождения. Он предлагает свои варианты, я выбираю. Поиски бывают упорные. Например, в «Соло для детского голоса» лейтмотивом шла песня Вадима Егорова в современной обработке под гитару. А мне нужно было, а капелльное исполнение. Я очень долго искала. И когда уже договорилась с нашими вокалистами, вдруг случайно нахожу запись этой песни в исполнении детского хора Архангельского монастыря. Я всегда за то, что тот, кто ищет, тот всегда найдёт.

По оформлению спектакля – декорациям, бутафории, я подхожу к художнику и спрашиваю: «Это можем?»

Спектакль – это большая совместная работа. Один режиссёр не сделает ничего. Воплотить замысел режиссёра, оживить спектакль, сделать его красочным и интересным помогают звукорежиссёр Ростислав Вахонев, светооператор Сергей Душамов, а также наш волонтёр Ростислав Агапов. Артистов одевает художник-модельер театральных костюмов Людмила Максымив. Долгие годы оформлял спектакли художник-постановщик Михаил Лебедев, сейчас на его месте работает Андрей Абрамов.

К каждому спектаклю – индивидуальный подход. Когда, скажем, мы работали над спектаклем «Беготня вокруг коня», то музыку и песни нам подготовила рок-группа «Город теней». Сейчас работаем над спектаклем «Неправильная сказка», где рыцарь и дракон дерутся на мечах. Здесь ребят тренировали специалисты клуба исторических реконструкций «Оять». Поставить танцы в «Сказке о рыбаке и рыбке» помогает хореограф Валентина Изотова.

Когда всё обговорено и продумано, начинается процесс репетиций. Перво-наперво несколько раз читаем пьесу по ролям. Здесь по-разному. Бывает, каждый за своего персонажа читает, бывает, я им читаю. Потом, исходя из текста, мы в сценическом пространстве стараемся делать первые этюды. Персонально с каждым я начинаю репетировать уже во время читки. Если я вижу, что актёр не понимает, что требуется, мы вместе разбираем персонажа. То же самое, как и в профессиональном театре, только у нас самодеятельный. Разница лишь в том, что в профессиональном актёрам только сказал – они уже действуют. Здесь же надо всё объяснить. Как говорится, только и делов...

Когда мизансцены обозначены и ребята знают текст, мы выходим на большую сцену и репетируем там. Пространство сцены и пространство класса – две большие разницы. Дети должны всё пройти ножками, почувствовать сцену, игру партнёров, зал, силу голоса и так далее. Сначала мы доходим до репетиции на сцене со звуком, светом и прочим. А в последний день перед самым выступлением у нас генеральная репетиция – мы прогоняем всё от и до в костюмах, то есть так, как должно быть на спектакле. И, наконец, спектакль.


Где выступаете, кто ваш зритель, какие наиболее весомые награды?

– Чаще всего выступаем на своей родной сцене Подпорожского культурно-досугового комплекса. Приходят дети и молодёжь, взрослые. У нас есть наши зрители, наши ценители, завзятые театралы, которые не пропускают ни одного спектакля. Выступаем, как я уже говорила, в образовательных учреждениях, на различных праздничных и торжественных мероприятиях. Гастролями себя особо не балуем, так как опять же очень дорого: надо везти актёров отдельно, декорации отдельно. Но на фестивали, куда нас приглашают и где мы должны обязательно участвовать, конечно, едем.

Запомнилось, как в марте 2019 года ярко и весело ТЮЗ отпраздновал своё 40-летие. На этом событии присутствовали тюзовцы и режиссёры разных лет, звучали поздравительные слова, а коллеги-театралы Подпорожского района преподнесли свои творческие подарки.

Наград много, перечислять все в одном интервью просто невозможно. Приведу лишь несколько примеров. В октябре 2020 года в Санкт-Петербурге состоялась церемония награждения победителей областного фестиваля-конкурса образцовых театральных коллективов «Театральная осень – 2020». По итогам фестиваля за спектакль «Беготня вокруг коня» Подпорожский ТЮЗ был награждён дипломом III степени в номинации «Дебютант фестиваля», а режиссёр театра получила благодарность. В этом же году на V Открытом театральном фестивале-конкурсе «Подпорожские встречи» была отмечена лучшая режиссёрская работа и лучшая сценография.

В арсенале наших наград дипломы лауреатов XX Международного конкурса «Поколение Творчества» (Екатеринбург), V Всероссийского конкурса-фестиваля «Магия творчества» (Рязань) и другие конкурсы и фестивали разных уровней.

Что касается непосредственных исполнителей ролей в спектаклях, то здесь никого выделять не буду, поскольку все дети талантливы от природы. Назову только имена наших дипломантов, отмеченных в разных спектаклях за исполнение той или иной роли. Это юные актёры Роман Грознов, Дарья Степанова, Камилла Репякова, Алиса Дворникова, Маргарита Мартышева, Алексей Дидковский.


Людмила Михайловна, как вы сами пришли в театр?

– Начнём с того, что в 1985 году я, студентка Лениниградского областного культпросветучилища, была на практике именно здесь в Подпорожском доме культуры, именно в Театре юного зрителя, где в то время как раз работала Светлана Николаевна Квасова. Я, что называется, заболела этим театром и решила вернуться сюда на работу. Так сложилось, что вместо должности заведующей постановочной частью, как было заявлено при распределении, меня определили на методическую работу, где прошли мои молодые тринадцать лет. Потом пришлось сменить ряд должностей уже вне стен Подпорожского дома культуры.

Но театр меня тянул всегда. Не зря говорят, что мечты сбываются. В октябре 2018 года, то есть, как в сказке, – через тридцать лет и три года после окончания училища культуры, я наконец-то стала режиссёром ТЮЗа. Надо сказать, вошла в новую роль легко. Во-первых, сказалось моё режиссёрское образование (уже вышеупомянутое училище плюс Санкт-Петербургский университет культуры и искусств имени Н. К. Крупской). Во-вторых, мне приходилось работать методистом и художественным руководителем, специалистом в Подпорожском отделе культуры, который со временем преобразовали в комитет по культуре, делам молодёжи, спорту и туризму при администрации Подпорожского района, и Ленинградском областном государственном учреждении «Центр «Молодёжный». Так что опыт был наработан богатый.

Думаю, в какой-то степени своё предназначение человек выбирает с детства. Я стала фанатом сцены лет в пять. Мы тогда жили в Норильске. У нас были новогодние ёлки, а в нашем Дворце культуры был театральный коллектив. Меня всегда поражало, как хорошо выступают дети на этих новогодних утренниках. Потом, уже в седьмом классе после окончания музыкальной школы, я нашла этот коллектив и сама записалась туда. Но до этого мама с папой взяли меня и брата с собой на концерт Эдиты Пьехи и Муслима Магомаева. У Пьехи меня, как девочку, восхитили прекрасные костюмы, которые она меняла через три-четыре песни. А Магомаев просто потряс меня своей энергетикой, которую он транслировал в зал. У меня был шок от концерта. Ребёнку пять лет, заметьте. На этом всё, выбор был сделан окончательно и бесповоротно. Я поставила перед родителями вопрос ребром: хочу играть на пианино и петь! Я канючила и теребила. Мама сначала отдала меня к соседке заниматься частными уроками на фортепиано, потом я в музыкальную школу поступила по классу скрипки, а затем пришла в театр. Долгим и извилистым был мой путь, пока я добилась желаемого. Сказать, что я рада – ничего не сказать. Это ведь счастье – заниматься любимым делом.


Театр – это ведь настолько стародавнее изобретение, что современной молодёжи он должен казаться «отстоем», как они выражаются. Дети вообще живут в смартфонах. И вдруг репетиции, спектакли... Как, почему, зачем?

– Театр – это не отживающее явление. Каждый год я особо набора не объявляю и каждый год всё равно приходят желающие заниматься театральным творчеством. Значит, это востребовано, значит, они хотят не просто в Интернете сидеть, но и чтобы самореализация у них была, не только со стороны наблюдать за жизнью, но и участвовать в этой жизни. Они выходят на сцену, они уже говорят по-другому, у них отношение к пьесе по-другому. Да что там к пьесе, – к людям, обществу. Театр – школа нравственности, как бы это пафосно не звучит. К примеру, в любом коллективе бывают конфликты, и детский – не исключение. Я никогда это не оставляю без внимания. В беседах с ними говорю: «Вот смотрите, жизнь – она ведь штука длинная. Вот ты его сейчас обижаешь, а, может быть, он тебе когда-нибудь жизнь спасёт, или, может быть, ваши дети свадьбу сыграют. Вам надо жить так, чтобы вы любили всех вокруг и понимали тех, кто рядом». Разбирая те же пьесы, какой-то литературный материал, мы обсуждаем, почему человек именно так поступает, почему не мог поступить иначе, к каким последствиям это привело. Они через эти репетиции, спектакли получают ответы на многие свои вопросы. Театр для них – этакая отдушина, наверное, даже психологическая. Они начинают по-другому мыслить, они по-другому начинают действовать, по-другому говорить, они начинают много и вдумчиво читать. Они вообще становятся другими. Это просто замечательно, что дети приходят в театр. Так что театр жив, театр всегда будет жить.


Все фото смотрите в альбоме.




Беседу вела Вера КЕМПИ

Фото: Театр юного зрителя

6.jpg

 
КОНТАКТЫ


ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:

ДОГАДИНА Татьяна Валентиновна

ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР:

КОВАЛЁВА Алла Фёдоровна

ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ:

(81365) 2-45-70

НАШ АДРЕС:

187780, Ленинградская область,
г. Подпорожье, ул. Исакова, д. 3

НАШ ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС:
svogni@mail.ru

ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ "ВКонтакте":
vk.com/svogni

YouTube-КАНАЛ:
youtube.com