Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Надежда Киося: «Я не могу без сцены»

Надежда Киося:  «Я не могу без сцены»
12.08.2021

Если ты пришёл работать в учреждение культуры небольшого города, посёлка, села, то должен быть готов в любой момент выйти на сцену. И не важно, что ты уборщица, хореограф, завхоз или осветитель. Здесь такие изыски, как второй состав или дублёры, просто немыслимы. А уж коли ты режиссёр массовых мероприятий, то не только сам исполняешь различные роли от кота или зайца до пламенного ведущего на многолюдном празднике Дня посёлка, но и подбираешь, готовишь, репетируешь с теми, кто находится в орбите твоего коллектива. И работать с самодеятельными артистами, пожалуй, не в пример сложнее, чем с обученными профессионалами.

К тому же это вам не большая столичная сцена, где зритель как бы не имеет своего лица. Он просто зритель. Здесь же ты выходишь на сцену и перед тобой те, кто прекрасно знает, что ты Надежда Киося, бывшая Иванова, что у тебя муж Семён, работает в депо на станции Свирь, мама была учительницей, а папа – бригадиром механизированной колонны сельхозхимии, что у тебя есть дочка и сын, что живёшь ты в доме на энской улице. Ты ведь здесь родилась, росла на глазах земляков. И хотя свои люди, конечно, поддержат, но завоевать признание у них ох как сложно. Тут нужен исключительный дар перевоплощения, чтобы этот взыскательный зритель видел, что перед ними реальная Снежная баба или даже Баба-Яга, а не Надя, переодетая в костюм данного персонажа.

ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ С ДЕТСТВА

Во дворе одной новой многоэтажки, которую местные жители метко окрестили «скворечником» за вытянутый к небу вид, собиралось много детворы. Большинство – девочки, ну, так уж сложилось в то время в этом доме. Переиграв во все мыслимые и немыслимые игры: куклы, школу, семью, больницу – девчонки заскучали. И тут самая бойкая черноглазая Надюшка Иванова придумала: «А давайте сделаем кукольный спектакль и будем перед всеми выступать». Так было положено начало рождению режиссёра. Но тогда ещё никто, тем более она сама, не догадывался, что выдавать идеи станет Надиным призванием. В общем, сказано – сделано. Кукол одели согласно сценарию, сделали самодельную ширму, лучшая подруга Нади Света Маркова нарисовала красочную афишу, всем соседям разнесли самодельные, старательно изготовленные пригласительные билеты, в палисаднике расставили скамейки, соорудили недостающие места из подручных средств… Зрители не заставили себя ждать и с энтузиазмом хлопали в ладоши. Когда стало похолоднее, то сценическими подмостками стали служить обширные лестничные площадки. Теперь от кукольных постановок перешли к концертным программам: пели, читали стихи, показывали сценки. Соседи приходили, ставили прихваченные с собой табуретки и говорили юным артистам спасибо.

Позже, когда Надя уже была ученицей важинской школы, можно сказать, опять вмешалось провидение. Классный руководитель Антонина Николаевна Маркова не только преподавала немецкий язык, но и оказалась очень творческим человеком. Она писала стихи и вместе с ребятами готовила, проводила и участвовала в различных творческих конкурсах. Смотр строя и песни сменял зажигательный конкурс «А ну-ка, девушки», а там к новогодней ёлке надо было весёлую программу придумать.

Но вот школа позади. Ну нельзя же, действительно, конкурсы и концерты рассматривать, как серьёзное дело. Решено было, что Надя с подругой поедут в Петрозаводск, поступать в педучилище. Поехали, сдали экзамены, поступили и,... забрав документы, вернулись в Важины. Родителям такой расклад совсем не понравился, и они своим неразумным чадам поставили жёсткие условия. Со словами «дома вы сидеть не будете» вручили им телефонный справочник, усадили у телефона и велели искать работу. Стали искать, но тут подвернулся господин случай. Учительница по труду подсказала что в детский сад в Шеменичах нужны помощники воспитателя: «Вы же, девочки, в педагогический собирались, вот вам и практика».

Отправились девчата осваивать незнакомую деревню. Приехали, стали работать, со временем доросли до должности воспитателей. А девчонки молодые, красивые, парни вокруг так и вьются. Естественно, вскоре Надя вышла замуж. Но в жизни не бывает всё безоблачно. Не срослось что-то в семейной жизни, и Надежда вернулась домой, где вскоре родилась дочь Наташа. А на следующий год умирает мама. Остались втроём: дедушка, молодая мама и внучка. Сидеть на шее у отца с ребёнком не будешь. Да и время-то подошло нелёгкое: девяностые…

А тем временем Света Маркова оставляет работу в важинском Доме культуры и уезжает в Санкт-Петербург. Тут бывшая учительница Антонина Николаевна и надоумила: «Надя, а почему бы тебе не пойти в Дом культуры работать? Света уехала, возвращаться не собирается. Я по школе знаю, что ты сможешь. Иди». И Надя пошла. Было это в ноябре 1996 года. И было это правильным решением. Даже не решением. Это была любовь навсегда. Директор Важинского клубного объединения Тамара Ивановна Саватьева назначила новую сотрудницу на должность методиста по работе с детьми. Практически одновременно с Надеждой пришла работать Инна Марчукова. Тут и Новый год не за горами. Стали дебютантки готовить свой первый спектакль «Секрет ёлки». Надя играла роль волка, Инна – зайца, а ветеран культуры Галина Михайловна Безуглая была медведем. Всю музыкальную фабулу и аккомпанемент взяла на себя преподаватель музыки Татьяна Владиславовна Проценко. С помощью Тамары Ивановны всё от начала до конца делали сами. Забегая вперёд, скажем, что именно неусыпное внимание, поддержка и наставничество директора клубного объединения помогали и помогают становлению и полному раскрытию творческого потенциала всех специалистов Дома культуры, и Надежда с чувством уважения и благодарности относится к своему руководителю.

Итак, сыграли спектакль и пошло. Весь досуг детей, подростков и молодёжи был возложен на плечи Нади и Инны. Театрализованные программы, игровые, конкурсные: «А ну-ка, парни», День молодёжи ... Это была чисто сценическая работа. Сами писали сценарии, сами ставили, режиссировали, привлекали детей.

У клубного объединения были филиалы в Курпово, Токарях, Посаде, куда на праздники выезжали с подготовленными программами. Как-то раз приехали поздравлять с Новым годом жителей Посада. Клуба там не было, потому люди собирались в чьём-нибудь просторном доме. А дело было в аккурат второго января. На кухне переоделись и загримировались: Галина Михайловна – Дед Мороз, Надя – Баба-Яга, Инна – Снегурочка. Муж хозяйки, утомлённый праздничным застольем, тем временем спал. Проснувшись, он встал, открыл на кухню дверь, а там сидят «не пойми что» и на него смотрят. Мужик ретировался обратно к жене и тихо сказал: «Всё, Таня, больше не пью». Смешных, казусных, неожиданных случаев за 25 лет работы в культуре было очень много. Всегда выручали быстрая реакция и способность к импровизации.

После того, как поднаторели на работе с молодёжью, стали заниматься уже программами для взрослого населения. Карьера тоже развивалась. Должность методиста сменилась на заведующую курповским и токарским филиалами. Потом Надежда Игоревна была заведующей отдела досуга. В начале двухтысячных произошли изменения в её личной жизни: Надя вышла замуж. В 2005 году родился сын Арсений. После декретного отпуска ей была дана должность режиссёра-постановщика массовых мероприятий. Вот уже пять лет Надежда Киося по совместительству руководит Образцовым театром кукол. Снова вместе на сцене Надежда и Инна, которая теперь возглавляет отдел по народному творчеству. И во всех мероприятиях есть весомая доля их труда.

КУХНЯ ТВОРЧЕСТВА

Творчество – непрерывный процесс. Ты можешь дома у плиты стоять, ужин готовить, а сам тем временем прокручиваешь в голове очередную мизансцену. Новая идея может и ночью посетить, и тогда ты встаёшь и записываешь, чтобы не забыть. У Нади много таких «волшебных» тетрадей, которые зачастую помогают, когда наступает период застоя. Это у каждого творца бывает. Кажется, что и это уже было, и это пробовали...

«Раньше у нас была более творческая работа, – говорит Надежда Игоревна. – Ты думаешь о том, чтобы мероприятие подать интересно, чтобы люди были благодарны и уходили от нас или с улыбками, или с душевным волнением. От них какая-то благодать тогда исходит. Не важно, какая публика: детки, подростки, старшее поколение. Если я долго не выхожу на сцену, для меня это очень плохо. Я не могу без сцены.

Но со временем стало больше бумажной работы: отчёт туда, отчёт сюда. Кто-то может с бумагами работать спокойно и даже с воодушевлением, но это не моё. Пусть не я буду выходить на сцену, а мои ребята – это всё равно мой творческий процесс. Я пишу сценарий, я, как режиссёр, вижу человека в этой роли, и пока результат не будет достигнут, я не успокоюсь».

Да, режиссёр Надежда Игоревна взыскательный, но тем не менее, девочки, с которыми она работает, после окончания девятого класса не хотят уходить из кукольного театра, будут переходить с кукольного на театрализованное представление.

Когда начинается репетиция нового спектакля или программы, то порой артисты не работают в полную силу, дескать, мы потом на сцене себя покажем. Режиссёр в этом случае весьма категорична: «Всё, что можете, надо показать на репетиции, а потом вы покажете ещё лучше на самом выступлении». И она добивается от каждого того совершенства, на которое он способен.

Сотрудников, которые занимаются чисто творческой работой, в Доме культуры немного. Но любое мероприятие все готовят вместе. Генератор идей зачастую Надежда, ей, как говорится, по штату положено. Танцевальными композициями занимаются хореографы, вокалисты отрабатывают вокал, и так далее. В ходе совместного обсуждения появляется много новых фишек, каждый что-то предлагает. Маленькое зёрнышко режиссёрской задумки разрастается в большой ком сценария. Здесь требуется именно коллективное творчество, в отличие, скажем, от работы тамады.

То, что видит зритель, это уже итог работы, конечный продукт. А вот сам процесс подготовки скрыт до поры до времени от посторонних глаз. Ежедневные репетиции, иной раз изматывающие, подготовка костюмов, реквизитов, звукового сопровождения и многое-многое другое. Но до них идёт поиск идеи, той самой искры. Сейчас намного проще в этом плане: Интернет! Изучай, смотри, перерабатывай, набирайся опыта. А раньше художественные руководители много читали, изучали методическую литературу. Но как раньше, так и сейчас сценарий, по большей части, пишут сами, персонажей придумывают тоже сами.

Сюжет Надежда разрабатывает под определённую публику, и так, чтобы персонажи были легко узнаваемыми и популярными героями, понятными современной аудитории. Например, у детей – тролли. Как-то на молодёжный День юмора Надя выступила в роли Цекало, а Дима Коршаков – в роли Лолиты. Очень в то время был популярен кабаре-дуэт «Академия». Ели же готовится «Голубой огонёк» для людей элегантного возраста, тут требуется совсем другой подход.

«Но в любом случае, – подчёркивает Надежда Игоревна, – нужна очень дружная сплочённая команда».

КОГДА ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН

Больше всего Надя сотрудничает с Инной Юрьевной Марчуковой. Совместная работа на протяжении 25 лет переросла в дружбу. Они и на сцене всегда вместе. Но всё же сейчас у каждой есть свой круг забот.

Когда режиссёр подбирает кандидатуру на ту или иную роль, то внимательно присматривается к окружению: ищет подходящий типаж. Это может быть и работник Дома культуры, и школьник, и вообще человек из народа. Пусть даже не будет таланта.

«В каждом человеке, – считает Надя, – есть какая-то крупица творческих задатков».
Вот Андрей Гудков был Дедом Морозом, в военно-патриотических постановках принимал участие. Не только для других, сам для себя неожиданно раскрылся.

А бывало и так. Осталась как-то Надежда без компаньона, напарник заболел. А должны быть на сцене два персонажа. Задача второго игрока отвечать на реплики Нади, поддерживать диалог. Ну, хотя бы «Да», «Нет», «Неужели». А нет никого свободного рядом. Совсем закручинилась Надежда. И тут идёт уборщица. Узнала, почему грусть-тоска в глазах ведущей и говорит примерно, как в той сказке:
- Ну, это горе – не беда. Я тебе помогу.
- А сможешь?
- Да чего, – отвечает, – смогу.
Деваться некуда. Взяла Надя новоявленную артистку, переодела в костюм. Выходит она на сцену – и всё. Ступор полный. Просто стоит человек на сцене и упорно молчит. Пришлось Надежде импровизировать, говорить за себя и «за того парня». Правда, на одну реплику ответ прозвучал. Когда мужественную героиню мизансцены Надя прямо спросила: «Говорить можешь?», та, не задумываясь, ответила: «Да». Зритель так ничего и не заметил.

Запомнился и ещё один подобный пример. Это к тому, что творческий человек должен иметь изрядную долю смелости и находчивости и уметь выйти сухим из воды при любой, казалось бы, явно проигрышной ситуации. Наверно, в этом тоже сказывается проявление таланта: не пасовать ни при каких ситуациях. Андрей Кучин – опытный профессионал, и на сцене, и среди публики чувствует себя как рыба в воде. Вообще, он человек многих талантов. Но на заре, так сказать, своего творческого становления, такого опыта раскрепощённого взаимодействия с публикой у него ещё не было. Помогла случайность. А ведь известно, что случайностей просто так не бывает.
Есть в Доме культуры услуга тамады. Однажды на проведение корпоратива в ресторане «Свирь» пригласили ведущих. Должны были ехать Надя и Инна и исполнять роли горячих кавказских парней. Но неожиданно Инна заболела. Лёша подходил на замену по всем параметрам.

«Народу много собралось, – вспоминает Надя. – Мы выходим, два джигита кавказских. У нас диалог-театрализация. И я начинаю: «Вах, вах, вах, почему вы нас не пригласили. Мы спустились с гор» ...

Лёша молчит. Я говорю: «Да, генацвале»? Он отвечает: «Вах»! И опять как в рот воды набрал. Но мне-то нужен диалог, реплики. Я сама выкручиваюсь, спрашиваю уже у людей в зале: «Да, правильно я говорю»? Мне отвечают: «Да». Я, чтобы растормошить его, немного погодя опять к нему обращаюсь: «Генацвале, скажи что-нибудь». Он бодро так: «Вах, вах». Так до конца «вах» и говорил. Мы теперь вспоминаем, смеёмся. Сейчас это отличный ведущий и тамада. Все мужские роли его.

У нас сложился очень хороший тандем. Я могу с ним обсудить любую идею, которую мы разовьём и достойно представим.

Когда была пандемия в прошлом году, и мы перешли на удалёнку, то я ходила к нему домой, как на работу. Его жена Таня тоже нам помогала. Мы отсматривали сюжеты, делали видео, концерты онлайн. Бывало и зависало у нас, Интернет медленный, но что могли, то сделали. Кстати, и тогда появилось много идей. А когда у тебя глаз загорится, главное в этот момент, чтоб у тебя были соратники, поддержка. И тогда всё завертится, закрутится.
Коллектив – это всё! Один ты можешь яму выкопать, но если ты в неё упадёшь, на то и нужен напарник, который вытащит».

СЕМЬЯ

Познакомилась Надя с Семёном Киосей в 2003 году. Она тогда как раз закончила училище культуры в Петрозаводске. Он заметил смуглянку на дискотеке и стал оказывать знаки внимания. Результат был предсказуем заранее, поскольку настойчивости и напористости Семёну не занимать. Через некоторое время Надя поняла, что рядом с ней тот, кто ей нужен. В этом году счастливые родители поздравили сына Арсения с окончанием девятого класса.

С самого начала творческой карьеры дети, а потом и муж, всегда были рядом. Дочке Наташе было только четыре года, когда мама пошла работать в Дом культуры. Оставлять ребёнка по вечерам, когда шли репетиции, было негде и Наташа с малых лет впитала атмосферу творчества и праздника. Скучала, конечно, когда Надежде приходилось дежурить на дискотеках, никак не хотела отпускать её на работу. Однако, в детских играх красной нитью проходила тема маминой работы. Бывало, скажет Надя: «Наташа, пора спать», а дочь ей в ответ с важным видом: «Мамочка, я ещё немного покультурю и лягу». Когда же ребятишкам в детском саду задали извечный вопрос «Кем ты станешь, когда вырастешь?», Наталья, не задумываясь, ответила: «Директором Дома культуры». И, пожалуй, её мечта сбывается. Наташа работает в учреждении культуры в Санкт-Петербурге, поступила в Санкт-Петербургский государственный институт культуры (перед этим был колледж культуры). Её очень ценят на работе, и перспектива стать «директором Дома культуры» вполне реальна. «Мама всегда была во всём мне примером», – говорит она.

Арсений все свои детские годы тоже проводил в Доме культуры: ходил на хореографию и в театральный коллектив «Отражение». Каких только ролей ему не доставалось! Но в седьмом классе сын сказал: «Всё, моя театральная и хореографическая карьера закончена». Сейчас он, что называется, в поиске. Но ведь остаётся ещё муж, главный помощник, у которого столько энергии! Он хочет быть везде, согласен на любую роль. Так что у Надежды работа и семья неразделимы.

ЗРИТЕЛЬ ЖДЁТ

Сцена имеет одну противоречивую особенность: она тянет, как магнит, а выходить на неё каждый раз страшно. Не важно сколько ты лет отработал, сколько было у тебя этих выходов на публику. Всё равно каждый раз коленки трясутся. Ведь перед тобой новые зрители, и ты должен всех взять за душу. И как важны всем, кто выходит на сцену и обращаясь к зрительному залу говорит: «Добрый вечер, дорогие друзья!» одобрительные аплодисменты. Так начинается незримый, невидимый диалог артистов и поклонников. Пусть немного высокопарно звучит, но кто нас так развеселит, сумеет поднять настроение, затронет в душе самые потаённые струны. Они, люди сцены, стараются в первую очередь установить с нами взаимосвязь. Стараются быстро и эффектно войти, быстро сообразить в неожиданных ситуациях, не затягивать мизансцены, чтобы зритель не потерял интерес, чтобы держать его внимание на плаву до конца представления. Ведь зритель, он такой, он может быть доброжелательным, а может быть взыскательным и капризным. А ты там за кулисами, готовясь выйти на сцену, замираешь от страха: только бы не сбиться, только бы чистенько отыграть, а вдруг не понравится? Каждый раз ты отдаёшь себя всего. И эти несколько минут на сцене дают тебе такой заряд эйфории, что ты снова и снова готовишься и выходишь на сцену. И пусть трясутся коленки.

Сцена! Бурная, яркая, манящая жизнь! Чего там только не случается за короткие минуты выступления. Однажды в театрализованной постановке Алла Фирсова играла роль Кощея Бессмертного. Соответственно, костюм подготовили, как подобает Кощею: вырезали из белой ткани и прихватили ниткой на чёрные трико «кости». В ходе движения нитки не выдержали, и бутафорный тазобедренный сустав стал жить самостоятельной жизнью: болтался, раскачивался, создавая уморительное впечатление какой-то неистовой пляски паралитика. Из зала это было незаметно, поскольку прозрачный плащ более-менее скрадывал очертания фигуры. А вот артистам, находящимся на сцене, приходилось туго: их душил смех. Реплики произносились сдавленными голосами, едва ли не с заиканием. Зрители же с интересом следили за действием, полагая, что, видимо, такова режиссёрская задумка. За пианино, как обычно, была Татьяна Владиславовна Проценко, эта строгая фея музыки, не допускающая на сцене никаких вольностей. Она с изумлением и непониманием повернула голову, чтобы одним движением брови пресечь непорядок. И тут её взгляд упал на дёргающийся в экстазе тазобедренный сустав Кощея. А Алла продолжала играть. А что прикажете делать? И здесь невозмутимая и выдержанная Татьяна Владиславовна упала на пианино, сотрясаясь от беззвучного хохота. Благо, инструмент скрыт кулисами. Чудом завершили выступление, не дав приступу смеха погубить постановку. И только когда закрыли занавес, дали полную волю эмоциям.

Ну как можно не любить сцену? Уйти куда-то ещё? У каждого человека бывает порыв что-то поменять в своей жизни. Были такие моменты и у Надежды Игоревны, но как спонтанно появлялись, так же и без следа исчезали. «Только подумаю, а как я оставлю свой коллектив? А главное, как я без всего этого буду? Не выйду на сцену, не буду работать над очередным спектаклем, театрализованной программой? Ведь я счастливый человек в том плане, что работа мне нравится. Даже если у тебя плохое настроение, чтобы ни случилось дома, как бы ты себя не чувствовал, ты должен соответствовать своему персонажу, ты должен дать настроение зрителю. Ты должен: он ждёт».

У Надежды Игоревны Киоси, режиссёра-постановщика массовых мероприятий Важинского клубного объединения на днях состоялся юбилей. К многочисленным наградам прибавилась ещё одна: почётный диплом Законодательного собрания Ленинградской области. Она бодра, весела, приветлива, неутомима, по-прежнему полна творческих замыслов. И ещё не раз со сценических площадок мы услышим её задорное «Добрый вечер, дорогие друзья»!

Вера Кемпи
Фото из архива Надежды Киоси

6.jpg

 
КОНТАКТЫ


ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:

ДОГАДИНА Татьяна Валентиновна

ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР:

КОВАЛЁВА Алла Фёдоровна

ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ:

(81365) 2-45-70

НАШ АДРЕС:

187780, Ленинградская область,
г. Подпорожье, ул. Исакова, д. 3

НАШ ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС:
svogni@mail.ru

ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ "ВКонтакте":
vk.com/svogni

YouTube-КАНАЛ:
youtube.com