Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Надежда Васькина: размышления об образовании

Надежда Васькина: размышления об образовании
10.10.2021

В День учителя, ежегодно, вспоминают знаменитых педагогов и их методы работы с детьми. Я хочу рассказать о моей маме – Валентине Васильевне Мариничевой. Она была учительницей начальных классов, более 40 лет учила детишек читать, писать и считать. К ней в класс приводили своих детей, а потом и внуков её бывшие ученики. Мама была весьма известным человеком в нашем городе. Но время идёт неудержимо, и мамы уже нет в живых, а я вот держу в руках её наградной знак «Отличник народного образования» и пачку почётных грамот…

Мама работала, а мы с братом учились в школе № 10 города Старая Русса Новгородской области. Уроки в нашей школе начинались с того, что по школьному радио звучал гимн Советского Союза. Ученики стояли у своих парт. После этого мама начинала опрос. Он был быстрый: ответил правильно – садись, ответил неправильно – стой до конца опроса. В результате учитель уже видит, как класс освоил материал за последние дни. Если много «столбов», значит, надо больше уделить внимания повторению, если все ответили хорошо, то можно смело идти вперёд. Классы у нас в школе были в среднем по 38-42 ученика. При этом у мамы всегда была дисциплина, класс включался в работу с первых минут урока. Она всегда с вечера писала «подготовки», где было всё рассчитано: план и цель урока. Папа наш часто ворчал, мол, сколько лет работаешь, неужели не можешь провести уроки без этих записей? Если маму куда-то вызывали на уроке, то она давала задание классу, и они продолжали работать. Было тихо, никто не орал и не бегал по партам. Если сегодня, например, проходили букву «А» по русскому языку, то и на математике складывали и вычитали что-то с названием на эту букву, на чтении тоже выбирали такие слова. А если ещё было и рисование, то рисовали тоже что-то на букву «А». Материал закреплялся накрепко. Перед уроками на доске в классе мамы были написаны четыре варианта заданий по математике: по две задачи и по два столбика примеров. В старших классах эти задания писала я, когда у мамы стало очень болеть правое плечо и ей тяжело было писать помногу на доске. К тому же, у нас с ней был одинаковый почерк.

Мама всегда работала в полторы смены, то есть с продлёнкой. После уроков дети обедали в столовой и шли гулять на школьный стадион. Через час прогулки возвращались в класс и садились за уроки. Сделав их, несли на проверку учительнице. Если много ошибок и написано коряво – иди и переписывай! По чтению читали букварь на месте, но шёпотом, а потом подходили к маме, и она давали им прочесть текст по букварю, но совсем другому, а не зазубрив текст домашнего задания. Если домашнее задание полностью готово и проверено, ученик получал карточку, где было небольшое задание по русскому языку и математике на закрепление пройденного нового материала. И так каждый день. А потом ребёнок шёл домой с чувством исполненного долга и ни ему, ни его родителям не надо было биться с домашними заданиями до полуночи.

Описывая это, я уже «слышу» вопли некоторых теперешних мамочек, мол, эта училка мучила детишечек заданиями, нарушала их права на счастливое и беззаботное детство. Но такой была советская система образования, которую даже наши враги признавали самой лучшей в мире.
Мамины классы или, как их называют в школе, выпуски, всегда были особенными. Это всегда отмечали учителя старших классов. Они были приучены работать на уроке интенсивно, им было понятно, что учёба – это прежде всего труд. А ещё были они дружными и какими-то совестливыми, неравнодушными друг к другу. Это всегда были сильные выпускники. Ребята потом легко поступали в различные вузы, даже очень серьёзные. К маме в школу часто приходили с цветами её бывшие ученики, а иногда приезжали к нам домой. Они радовались встрече с любимой учительницей, рассказывали о себе, как полученные знания помогали им в жизни. Помню, как приезжал к нам какой-то мужчина, бывший мамин ученик, ставший директором крупного комбината. Он рассказывал, что, принимая на работу какого-либо специалиста, обязательно посмотрит его собственноручное заявление о приёме на работу. Если оно написано с ошибками, то, мол, у него рука не поднимается подписать это заявление: безграмотный человек не может быть грамотным специалистом и в своей профессии.

Со временем мама разработала свою методику обучения грамотности. Об этой её разработке была статья в учительском журнале «Начальная школа». Мама всегда выписывала этот журнал, внимательно читала, что-то брала для себя на вооружение. Много лет позже кто-то из маминых коллег говорил мне, что её методику используют для изучения русского языка в Германии. А у нас с 90-х годов пошла свистопляска в образовании. Откуда-то появились учителя-реформаторы, которые стали призывать жалеть бедных деток, не нагружать заданиями, а то они утомляются на уроках, да ещё и портфели тяжёлые надо носить. Предлагали отменить экзамены, ведь, по их мнению, это стресс для подростков. Не знаю! Я в 10 классе (в 1974 году) сдала в школе восемь экзаменов, а через две недели – ещё четыре экзамена при поступлении в институт. И ничего! Никакого стресса! Даже радостно было как-то, что справилась!

Мама говорила нам, что разрушение нашей страны началось с того, что учителей перестали уважать, стали их травить в печати и на телевидении, переделали учебники и сами программы обучения. Мама была уже на пенсии, когда в нескольких школах Старой Руссы по приказу сверху организовали так называемые сороские классы. Что это такое? Сорос, американский миллиардер, ненавидящий нашу страну и мечтающий её уничтожить, на свои деньги издал учебники и создал новую систему обучения, которую тут же стали превозносить как самую передовую, демократичную, воспитывающую свободных личностей. Родители детей, попавших в эти классы, многие из которых были и бывшими мамиными учениками, в ужасе прибегали к нам и рассказывали об этой системе обучения. По ней детей нельзя ничего заставлять делать. Учителю нужно только ловить момент, когда «мелькнёт» у детишек желание поучиться, придумывать и тратить учебное время на какие-то «завлекалки». А то, что учёба – это труд – вообще удалено из учебного процесса. И деткам это очень нравилось.

А сколько мы уже видели травли учителей! «Деточки» издеваются над учителями, а потом снимают его реакцию на телефоны и выкладывают в Интернет. А потом требуют у учителей хорошие оценки. Ещё появились такие мамочки, которые грудью бросаются на защиту своих деток, кричат либо: «Я уволю тебя!» или «Я научу тебя работать!» Это они-то могут чему-то научить? Недавно в магазине одна такая мамочка кричала и ругалась на учителей её дочки, что они не умеют работать... А я смотрела на девочку её, не такую уж и маленькую. Она стояла рядом и самодовольно ухмылялась. С такой «защитой» можно любые подлости творить в школе учителям. Сколько хороших и талантливых педагогов ушло из школы уже, только бы не общаться с такими хамоватыми мамочками, не терпеть унижения.

Конечно, я говорю это о современной школе в целом. Но я часто общаюсь с нашими, местными учителями и наслышана о том, как им непросто работается. Ну, собственно, и результат такой системы образования сейчас налицо. Современные школьники не имеют таких знаний, какие были в наших головах 40 лет назад. Они элементарно безграмотны. Почитайте хоть, на какие темы комментарии в Интернете: ужас какой-то! Другой раз и не поймёшь, что хочет сказать автор: куча ошибок и знаков препинания нет вообще. Но эта безграмотная «масса» ещё и очень агрессивна. Попробуй-ка сделать замечание, так тебе такого понапишут... Моя бабушка была неграмотной, ведь выросла в деревне, в многодетной семье, и у неё не было возможности учиться. Но она всегда стыдилась, что не умеет писать грамотно. А теперь, в 21 веке, я уже должна стыдиться, если поправлю безграмотного комментатора. Докатились...

Думаю, что опубликовав эти мои размышления, я соберу на свою голову много недовольства и возмущения (хотя бы тех же мамочек теперешних учеников). Да и не очень-то весёлые они, не праздничные… Но мне очень хочется поддержать наших учителей, сказать, что всё же есть люди, которые их понимают и им сочувствуют. Хочется просто сказать учителям большое спасибо, что даже в современных условиях, с не всегда понятными программами и учебниками, они всё же пытаются учить наших детей и внуков, чтобы у нашей страны было будущее. А его могут построить только учёные, грамотные и патриотичные люди. Так всегда считала моя мама.

Надежда Васькина
Фото из архива автора

6.jpg

 
КОНТАКТЫ


ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:

ДОГАДИНА Татьяна Валентиновна

ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР:

КОВАЛЁВА Алла Фёдоровна

ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ:

(81365) 2-45-70

НАШ АДРЕС:

187780, Ленинградская область,
г. Подпорожье, ул. Исакова, д. 3

НАШ ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС:
svogni@mail.ru

ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ "ВКонтакте":
vk.com/svogni

YouTube-КАНАЛ:
youtube.com