Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

О былом – со спикером областного ЗакСа

О былом – со спикером областного ЗакСа
13.06.2021

Мне всегда интересно общаться с людьми, жизненный путь которых наполнен яркими событиями, когда сами они готовы к беседе по душам. Вот и с председателем областного парламента Сергеем Бебениным это получилось, несмотря на разницу в возрасте, статусе и политических взглядах, ведь мы не случайно оказывались по разную сторону баррикад в предвыборной борьбе. Впереди новые выборы, но моя инициатива разговора по душам не направлена на создание кумира или поиск чёрных пятен. Денег за публикацию не просил, поэтому и мог задавать любые вопросы.

Как бы кто к нему не относился, Сергей Михайлович Бебенин уже вошёл в историю Присвирья, как последний партийный руководитель Подпорожского района советского периода и как председатель областного депутатского корпуса с самым большим стажем, десятилетиями влияющий на многие решения в нашем краю. По иронии судьбы он провёл детство в одном селе с будущим известным писателем, почётным гражданином Кировской области Владимиром Николаевичем Крупиным, а ныне живёт на даче в Мятусово и дружит с другим известным писателем Карелии, доктором филологических наук Юрием Ивановичем Дюжевым. Судьба словно замыкает свой причудливый круг близостью к мыслителям, чтобы присмотреться к вехам жизненного пути.

Родился Сергей Бебенин в селе Кильмезь Вятского края. Название краеведы переводят с марийского языка либо печальной фразой «Уйти и не вернуться» либо «Река встала». Спрашиваю, какое название ближе к его собственной судьбе покинувшего малую родину в далёкой юности человека. По взгляду вижу, что душа волнуется при упоминании о родном селе:

- Я там родился и жил с родителями, пока не закончил первый класс. Это село стало посёлком и считалось районным центром, а соседями нашими и моими одноклассниками были марийцы, луговые и горные. Всё хорошо помню, до школы надо было идти через поле километра три. Когда приезжал уже взрослым туда, даже нашёл тех, с кем вместе в детский сад ходил. Уже с десяти лет на охоту ходил с отцом. Отец был управляющим банком. У него был наган, он учил меня в лесу стрелять из него по воронам. Так что мой первый трофей – ворона…

Сейчас Ленинградская и Кировская области отличаются сильно. На моей родине люди живут подсобным хозяйством, охотой и рыбалкой, там даже стерлядь есть. Родители уже умерли, остался там только брат, но также у меня немало друзей осталось, поэтому туда постоянно приезжаю.

- На свирских берегах встречаете отголоски того, что впитывали с молоком матери?

- В 1977 году я приехал в Подпорожье, поэтому для меня более близкие сердцу места уже у Свири. Но многие вещи похожи, та же вышивка, половики. Когда я маленьким был, мама брала меня с собой, когда работала агитатором, мы заходили и в марийские дома, запомнилось, что у всех были наволочки на подушках красного цвета, кружева всюду. Когда я впервые познакомился с вепсскими традициями, то сходство увидел.

- Видел вас на службе в Александро-Свирском монастыре во время служения патриарха Кирилла, не простой для вас вопрос веры решился или вы остались атеистом?

- Я понимаю, что без веры жить нельзя, но сам к Богу до сих пор не пришёл, но при этом в младенчестве меня крестили. Мама рассказывала, что они с бабушкой тайком от отца отвезли меня в церковь соседней деревни ночью, чтобы совершить крещение. Если бы отец узнал, то сильно бы разгневался, так как был фронтовиком и убежденным коммунистом с жёсткой позицией. А мама до конца своих дней молилась перед домашними иконами. Я знаю людей, которые в прежние времена записывали коммунистов, ходивших в церковь на Пасху для наказания на бюро, а потом кресты понадевали, когда стало модно. Поэтому считаю, что принять веру надо с убеждением, ознакомиться с постулатами, духовными принципами, искренне принять их, а уже потом называть себя верующим, соблюдая заповеди не только на виду у других прихожан в храме, но и в повседневной жизни. Ведь заповеди Христа ненамного отличаются от морального кодекса строителя коммунизма, почитай старших, не кради, не убивай, не прелюбодействуй… Я стараюсь помогать церковным общинам и считаю, что чем больше у нас будет искренне и глубоко верующих людей, тем больше порядка будет в Отечестве. Как и в любом сообществе, там есть недостатки, и служители разные, но в добрых делах надо помогать и относиться к ним с уважением.

- Есть у вас настоящие друзья?

- К сожалению, многих друзей уже не стало. Близким другом был Владимир Александрович Скоробогатов. Мы с ним почти в одно время приехали в Подпорожье. Познакомились с ним, когда он был секретарём парткома в совхозе, а я тогда уже после Вытегры стал начальником порта. Он сам с Поволжья, здорово пельмени стряпал. Жёны наши вместе работали в совхозе. Очень жалею, что он рано ушёл из жизни… А когда я первую неделю в Ольховце отработал и вышел вечером на берег Свири у причала, пришёл туда парень, одетый по-городскому. Мы разговорились. Оказалось, что он местный житель из многодетной семьи. Виктор Смирнов. Его старшая сестра вышла замуж за начальника порта Владимира Александровича Кривопуста. Именно по его заказу я получил направление в Подпорожье. Он потом работал заместителем председателя исполкома. Я ему очень благодарен.

Пока я был диспетчером, был свой круг общения, а когда назначили руководителем порта, круг общения изменился. Мне очень нравился директорский корпус того периода. Как говорится, были люди в наше время… В их числе Леонид Александрович Куканов – директор механического завода, Лев Васильевич Николихин – директор завода МЖБК, Борис Александрович Пушкарёв из энерголесокомбината, Николай Митрофанович Бобренко из Погранского карьероуправления. Леонид Александрович Бибиксаров очень много мне помогал. Я не искал, где лучше и теплее, выполнял на совесть ту работу, которую предлагали. С дружиной ходил по вечернему Ольховцу. В комсомоле была активная жизнь – и на субботники ходили, и концерты устраивали. Я постоянно был чем-то занят.

- Были неформальные встречи с этими легендарными личностями Подпорожья?

- Конечно. Помню, на Вороньей горе коптилки у многих были для рыбы. Как-то я коптил улов, а Бибиксаров, будучи членом бюро горкома партии, подошёл, попробовал, о жизни с ним поговорили. А потом даже он заказывал у меня рыбу, так ему она понравилась. При этом он был требовательным и меня пару раз жёстко критиковал с глазу на глаз, но за дело.

- Можно сказать, что подпорожцы вам, как молодому специалисту, дали достойную путёвку в жизнь, как тогда говорили?

- Мне повезло в жизни в период становления работать с такими людьми. Жили мы с семьёй сначала в общежитии, потом нам дали маленькую комнатку в коммуналке на три семьи. Была печка, стол и кровать. Но мы понимали, что надо работать, добиваться улучшений в жизни. Я всегда ставил профессиональный рост выше, чем удобства в жизни.

- А враги у вас есть?

- В Подпорожье у меня ни к кому нет негативного отношения.

- В лихие 90-е, когда рушился прежний строй, лидерами стали другие люди. К примеру, врач Сергей Дмитриевич Яковлев стал депутатом Верховного Совета, а на днях он мне сказал известную цитату: «Революции задумывают романтики, делают фанатики, а плоды пожинаю негодяи». Что вы скажете о том времени?

- С 1986 года, в разгар Перестройки, я стал секретарём горкома партии. Помню, были забастовочные комитеты созданы у медиков и учителей. Для меня категория учителей была самой трудной. Они на уступки не шли, требовали того, что реально выполнить нельзя. Экономика разваливалась, зарплат не было, предприятия вставали…

- От вас можно услышать нецензурные слова?

- Приходится порой материться в кругу тех близких людей, которые не сочтут это грубостью или хамством.

- В медведя приходилось стрелять на охоте?

- Медведя один раз убил, но больше не хочу. Охочусь на кабана, лося и боровую дичь. К охоте приобщили по-настоящему, когда мне было уже пятьдесят лет.

- Есть у вас своё клёвое место на Свири?

- Для меня самое клёвое место – Мятусово, у дачи ловлю окушков на удочку.

- А самый знатный трофей в жизни?

- Поймал однажды щуку на 17 килограммов на реке Ивинке, причём это было в первый год, когда я приехал работать диспетчером. На капкан поймал, на Мехзаводе их тогда делали из электродов.

- А грибные места свои у вас имеются?

- Грибные места у меня возле Мятусово. Подосиновики собираю с удовольствием, ещё отец учил. У нас на Вятке рыжики были главными для засолки, здесь их нет почти.

- Вятские мужики хватские?

- Я бы не сказал, что есть большое отличие со свирскими. Городская среда людей расслабляет, разнеживает. Важно быть ближе к природе и самому о себе заботиться. Живая вода из родника целебна. В Мятусово у меня две косы с косовищами из сушёной ёлки, которые мне сделали вепсские мастера, могу и сам косы отбивать.

- Есть фирменное блюдо Сергея Бебенина для близких?

- Фирменное блюдо у меня – лосятина и кабанятина. Чебуреки делаю из дичи. Окрошка в ходу с Вятки. Ржаной квас на солоде мама делала, хочу научиться. В Вятке чай не пили, только молоко, компоты из ягод и квас. Он на сенокосе жажду утоляет хорошо. В самовар в доме у нас заварку бросали и пили, пока совсем светлая вода не станет. Теперь иван-чай пью с разными добавками. Алтайские и крымские добавляю травы.

Пётр Васильев
Фото автора

6.jpg

 
КОНТАКТЫ


ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:

ДОГАДИНА Татьяна Валентиновна

ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР:

КОВАЛЁВА Алла Фёдоровна

ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ:

(81365) 2-45-70

НАШ АДРЕС:

187780, Ленинградская область,
г. Подпорожье, ул. Исакова, д. 3

НАШ ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС:
svogni@mail.ru

ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ "ВКонтакте":
vk.com/svogni

YouTube-КАНАЛ:
youtube.com