Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

О несанкционированных свалках или мусор бывает разный

О несанкционированных свалках или мусор бывает разный
22.10.2021

Мусор – он такой, он был, есть и будет, во всяком случае, в обозримом будущем. Не будем говорить о том, что это глобальная мировая проблема, сопутствующая развитию и цивилизации человеческого общества, о тех катаклизмах и неприятностях, которые могут возникнуть, если мы сообща не будем принимать меры, направленные на поддержание чистоты и порядка на нашей планете. Поговорим о том, как решается вопрос по сбору, хранению и вывозу мусора в нашем районе на примере Важинского городского поселения, о несанкционированных свалках, контейнерных площадках, выслушаем мнение рядового жителя Важин и представителя власти.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА БЕРЕГ

Александр Васильевич Родин – коренной важинец. 43 года он работал по перевозке грузов и людей. Командировки были как дальние – Москва, Ульяновск, Казань, Кандалакша, так и по местным линиям. По сей день Александр живёт в родительском доме, который отец построил сразу после войны. Дом стоит на живописном берегу Важинки по улице Зелёной. Любит Александр Васильевич свой край, свою речку, свой берег.
– У меня уже вошло в привычку следить, чтобы на берегу был порядок. Люди постоянно приходят на берег искупаться, просто посидеть полюбоваться, бельё прополоскать, отдохнуть, дети бегают. Я и спуск на речку сделал. Теперь удобно по ступенькам спускаться, перила есть. Зимой с той стороны приходят, так намного легче подниматься. Каждой весной, как только спадёт вода, начинаю собирать стёкла, банки, бутылки. Много стёкол набросано. Приходят мужики, молодёжь, выпивают и тут же всё оставляют. Не понимают, что в конце концов потом уже любоваться будет нечем, ребятишки и взрослые не придут, не искупаются, если по берегу и в воде будут торчать «розочки» стёкол, пивные бутылки, банки. Так что я хожу, убираю, отношу на площадку, где контейнеры. Дети приходят, соседи, чисто, приятно. Когда вижу, что молодёжь пришла отдохнуть, прошу только, чтобы, когда будут уходить, за собой убрали. Но за всеми же не уследишь. Раньше, когда по району ездил, то мусора по обочинам дорог, в лесу, на окраине посёлка больше было. Сейчас видно, что убирают. Помню, была на девятом километре по УЖД свалка, недавно проехал – всё убрано, чисто. Едешь за грибами – красота кругом. Сейчас, как контейнерные площадки построили, стали больше на них мусор носить, а раньше ведь всё по лесам да под берега выбрасывали. Все отходы с речек шли в Важинку, с неё в Свирь, а со Свири в Ладогу. А ведь столько людей из Ладожского озера водой пользуются. Смотрел по телевизору, про Индию передача была. Так если бы мы той воды, что там, попили – померли бы все. У нас ведь какое богатство – вода чистая, вот и надо эту чистоту поддерживать, – считает Александр Васильевич.
Надо сказать, что, если у многоквартирных домов за чистотой придомовых территорий следит управляющая компания, то в частном секторе люди не избалованы и сами поддерживают порядок. Директор управляющей компании Ирина Левина отметила как образцовые и улицу Зелёную, где живёт Александр, и улицы правобережной стороны Важин. Жители и траву сами косят, и мусор убирают. Александр Васильевич рассказал о том, что соседи по улице отказались от контейнерной площадки вблизи домов, поскольку рядом река. Ветер поднимется – все полиэтиленовые пакеты и бумага в Важинку улетят.
– Мы все согласились относить мусор в контейнеры к домам за дорогой. Пусть подальше, но зато чисто. Весной видел, что дети и школьники приходили, берег убирали. Вот ещё бы тополя спилить, больно грязи от них много. Я листьями грядки закрываю, что-то на компост, что-то на контейнерную площадку уношу, – рассказывает он.
Кстати сказать, в Важинах есть ещё примеры, когда люди бескорыстно, по собственной инициативе убирают постоянно не только свою частную территорию, но и за её пределами. На улицах посёлка можно встретить на прогулке мужчину уже солидного возраста, который не пройдёт мимо брошенной у тротуара бутылки, а поднимет и отнесёт в контейнер. Поддерживает порядок на импровизированном пляже женщина, чей дом находится поблизости. Любовь – она ведь не на словах и не напоказ. Она на деле. Эти люди любят свой посёлок, заботятся об односельчанах. Глядя на них, и другие, особенно дети, глядишь, начнут понимать, что твой дом не ограничивается стенами квартиры, что беречь надо ту землю, на которой ты родился и вырос, что небольшой труд – донести и выбросить банку из-под лимонада или фантик от конфеты, если не в контейнер, то хотя бы в ближайшую урну, – в конечном итоге обернётся сияющими чистыми улицами, берегами, дворами. И посидев с друзьями на поляне на Поповом поле, соберут в пакеты бутылки, банки, коробки, обёртки и унесут с собой, туда, где определено специальное место для мусора. Ведь мы же достойны жить в нормальном, ухоженном посёлке (деревне, городе). Или нам по барабану? Вряд ли! Мы любим жить красиво, но зачастую считаем, что красиво для нас сделают другие: волонтёры, дворники, уборщицы, активисты на субботниках... И, пока никто не видит, бросаем с балкона окурки, оставляем у скамеек на детской площадке банки из-под тоника. Мелочь? Достаточно вспомнить, какой неприглядный вид открывается повсеместно весной, когда сойдёт снег. И тогда возмущённые граждане будут писать в соцсетях о том, когда же в посёлке (деревне, городе) будет порядок. Конечно, мусорная реформа имеет ещё много изъянов, и у власти порой не до всего руки доходят, и у управляющих компаний огрехи есть, но за каждым кустом уборщицу не поставишь, да и мало кто из молодых мечтает о карьере дворника.

ЗА ВСЁ ПРИХОДИТСЯ ПЛАТИТЬ

По словам Алексея Бахвалова, главы администрации Важинского городского поселения, до начала мусорной реформы, которая в Важинах начала осуществляться с ноября 2019 года, контейнерные площадки были организованы возле многоквартирных домов. Тем же, кто проживал в частном фонде (а это порядка 950 домов в Важинах), предлагалось заключить договора с управляющей компанией на вывоз мусора. Приблизительно лишь 30 домовладельцев откликнулись на призыв. У этих домов были поставлены контейнеры, арендованные у управляющей компании. Мусор вывозили, люди платили за эту услугу деньги. Соответственно, мусор накапливался, и те, у кого договоров не было, вынуждены были его куда-то девать. Если пройтись по окрестностям Важин, то в полях, лесах, вдоль ручьёв можно найти мусор. С одной стороны, на появление таких свалок сказался неорганизованный процесс по вывозу, плюс отсутствие специализированных организаций. С другой стороны (и основной) — нежелание людей платить за уборку мусора. Мы живём в условиях рыночной экономики, но до сих пор не все понимают, что за всё надо платить, даже за то, чтобы вывезти мусор.
До того, как появился региональный оператор, при выявлении несанкционированных свалок прокуратурой или активными гражданами суд обязывал администрацию вывезти мусор, поскольку по закону, если собственника мусора не удалось установить, то им становится (является) орган местного самоуправления. На ликвидацию таких несанкционированных свалок финансирование шло из местного бюджета. То есть те средства, которые могли пойти на ремонт дорог, оборудование детских площадок, освещение улиц и другие столь необходимые нужды, уходили на оплату мусора, оставленного недобросовестными гражданами в неположенном месте, не говоря уже о вреде, наносимом природе. Заметим, что в большинстве случаев неприглядные свалки отходов – дело рук самих жителей, проживающих на территории поселения.
С появлением регионального оператора обязанность убирать несанкционированные свалки была возложена на него. По закону, обнаружив свалку, гражданин вправе обратиться в муниципалитет или на сайт регионального оператора, который приедет на место, оценит, вывезет мусор, а затем выставит счёт администрации. Опять же, оплата отразится на увеличении расходной части местного бюджета. Кроме того, перед вывозом необходимо провести целый ритуал: фотографирование объекта, составление паспорта отходов, что также стоит немалых денег.
– Мы пока с этим не сталкивались, – говорит Алексей Владимирович, – но понимаем, что есть свалки, и рано или поздно их надо вывозить. Ещё до появления регионального оператора мы заключали ежегодно договор с перевозчиком на вывоз несанкционированных свалок, где-то порядка 100 кубов в год. В основном, это был мусор с кладбищ. Сейчас мы заключаем напрямую договор с оператором на вывоз этого мусора.

ВСЁ В КУЧУ

Однако сфера деятельности регионального оператора – бытовые отходы. Если речь идёт о строительном или ином мусоре, то оператор вправе отказаться от оказания этой услуги, поскольку она не является его прямой обязанностью. Вывозом крупногабаритных строительных отходов может заниматься и другая организация, имеющая соответствующую лицензию.
С созданием регионального оператора, казалось бы, проблема решена: придумали механизм, придумали, как всё будет осуществляться, утвердили тарифы, но… Предположим, вы затеяли текущий ремонт (неважно, где вы живёте: в МКД или частном доме), сняли обои, плитку, частично линолеум. Такие отходы относятся к классу бытовых и оплата за их вывоз уже заложена в тарифе. Но если ремонт у вас более серьёзный, капитальный, как то: снятие перегородок, замена полов – то у вас образуется уже строительный мусор, на который следует заключать отдельный договор. Так должно быть в идеале. Естественно, никто этого не делает и всё складируется на контейнерную площадку. Или подметает уборщица лестницы – это бытовой мусор. А вот обрезанные с кустов ветки, уличный смёт уже не относятся к бытовым отходам. Так же, как аккумуляторы, покрышки, колёса, батарейки, лампы.
Региональный оператор пока вывозит всё, но он может составить акт на небытовые отходы, все эти нюансы прописаны в нормативных актах. И тогда за строительный крупногабаритный мусор на контейнерных площадках опять платить будет администрация.
– В идеале, – рассуждает глава администрации, – должна быть отдельная площадка для крупногабаритных материалов и отдельная площадка для твёрдых бытовых отходов. Реформа хороша, но для полноценного её осуществления не хватает контейнерных площадок и контейнеров. А пока люди используют то, что есть. Вот и получается: контейнер должен быть наполнен мелким бытовым мусором, а в него могут закинуть и унитаз, к примеру. Машина прессует мусор, и, естественно, ломается. Надо повышать грамотность населения в этом плане.

ЧЬЯ БОТВА

Недавно в Новом посёлке в Важинах, убирая контейнерную площадку, работники управляющей компании загрузили в контейнеры большое количество отходов растительного происхождения: ботву, кусты, остатки корневищ растений, траву. Согласитесь, это не бытовые отходы. Более того, вся эта органика прекрасно подходит для компоста, который собственник вполне может устроить на своём участке. Или собственник должен заплатить за услугу, за то, чтобы самому не надо напрягаться.
– Чтобы найти, кто это сделал, – отмечает Алексей Бахвалов, – нужно провести целое расследование. Предположим, найдём. Наверно, мы можем вывезти, потом предложить компенсировать затраты, не захочет – подать в суд. Но представьте, сколько таких людей и сколько сотрудников у нас, и кто этим будет заниматься.
Вот мы поставили контейнеры с крышками. Предполагается, что человек принёс мусор, крышку открыл, мусор положил, крышку закрыл. Даже если нет крышки, всё равно пакет с отходами надо положить в контейнер. У нас же зачастую кладут рядом с контейнером на площадку даже при пустом контейнере. Собаки, птицы, ветер разносят всё. Площадка наша, а убирает её региональный оператор. Точнее, приезжает мусоровоз, контейнеры переворачивают, высыпая из них мусор. Если что-то просыпалось мимо, то кто забирает мусор, тот и убирает. Но сотрудники регионального оператора не должны убирать то, что лежит рядом с контейнерами до их приезда. Убирает территорию вокруг площадки собственник, а сама она должна оставаться чистой, но… Читайте выше. Работники управляющей компании вынуждены постоянно приходить и забрасывать мусор в контейнеры. Платит за эту дополнительную уборку администрация. Более того, в конце прошлого года купили новые контейнеры. Украли крышки с них и колёса. И снова незапланированные расходы из бюджета поселения.
Есть примеры, когда люди, живущие в многоквартирных домах, выносят пакеты с мусором в урну, стоящую у входа. У здания нашей администрации стоит урна. И ведь повадился кто-то приносить сюда пакет с отходами. Процедура проводится рано утром, видимо, человек перед отъездом на работу попутно выполняет свои домашние дела, хотя до ближайшей контейнерной площадки сто метров. Спрашивается, почему уборщица администрации должна выполнять за кого-то его работу?

КУДА СДАТЬ БУТЫЛКИ

Идея раздельного мусора уже не нова и нашла своё воплощение в некоторых городах и странах, но до нас пока не дошла. Речь идёт о том, что на каждый вид мусора – отдельный контейнер: под бумагу, пищевые отходы, пластик и так далее. Но мусора уже сейчас было бы гораздо меньше, если бы принимали на возврат, скажем, те же бутылки. Бессмертных полиэтиленовых пакетов, которые практически не поддаются разложению, было бы меньше, если бы продукты в магазинах заворачивали, как в советские времена, в бумагу. Школы проводят ежегодно сбор макулатуры, но этого, пожалуй, недостаточно. В нашем районе Райпо принимает бумажные отходы. Ртутьсодержащие лампы можно сдать в магазин электротоваров в Подпорожье, а участвуя в экопроекте «Чистый след», избавляться от батареек (магазин «Батарейка», студия красоты «Марафет»).
Алексей Владимирович рассказал, как будучи ещё в конце девяностых в гостях у норвежского фермера, познакомился с методом сбора раздельного мусора. У фермера есть календарь, где дни недели отмечены разным цветом. Допустим, зелёная клетка календаря означает, что сегодня приедет машина, которая собирает бумагу. Фермер выставляет у дороги, где проедет машина, соответствующий контейнер с бумагой. На другой день можно сдать контейнер с пластиком. И так далее. То есть люди приучены каждый вид мусора класть в определённую ёмкость. Когда-то раздельная сортировка мусора придёт и к нам, но пока на повестке дня вопрос, который можно сформулировать, как: «много площадок (контейнерных) хороших и разных».

У МЕНЯ МУСОРА НЕТ

До мусорной реформы, когда люди ещё не платили за вывоз мусора в частном жилом фонде, рычагов воздействия у администрации не было. Могли только разъяснять, что по правилам благоустройства у каждого домовладельца должен быть заключён договор на вывоз мусора.
– Мы приходили и говорили: «Нужен договор», – вспоминает руководитель администрации.
– У меня мусора нет, – отвечали.
– Как нет? Хлеб покупаете, значит целлофановый пакет есть. Картошку и рыбу жарите на сковородке?
– Да.
– Значит, бутылка из-под масла есть. Консервы покупаете? Металлическая банка есть. Пластик есть в любом случае. Стекло есть в любом случае.
– А мы сжигаем в печке.
– Что, и железо, и стекло, и пластик?
Ответственные люди – те, у кого есть транспорт, привозили на контейнерные площадки. А кто далеко живёт, транспорта нет, то несли в ближайший лесок. Такая картина наблюдалась везде: на Северной, посёлке Рейда, Новом посёлке, Лаптевщине, Терехове...
В деревнях контейнерных площадок вообще нет. Когда мы заводили разговор о том, чтобы оборудовать контейнерные площадки, ответы получали отрицательные:
– А зачем нам контейнер? Будет контейнер – нам деньги придётся платить за мусор. У нас появится помойка, будет грязь. А так нас всё устраивает.
Вот так и живём: кто-то возит в Важины, кто-то несёт в лес, никто не платит. Но сейчас нас и прокуратура заставляет, и люди стали понимать требования законодательства, и есть решения суда об устройстве в деревнях и частном секторе контейнерных площадок. У меня есть решения суда об устройстве в этом году контейнерной площадки в Курпово (мы попросили отсрочку, поскольку средств нет), в Усланке – до декабря 2022 года, в Терехово – до декабря следующего года. Суды не принимают во внимание, когда мы говорим, что денег нет. Полномочия есть, значит, по закону мы должны исполнять и отсутствие денег в бюджете не основание для неисполнения.
Конечно, нужно делать площадки везде и как можно больше. Нелогично нести мусор в лес, если есть специально отведённое место. Но есть примеры, когда нет возможности обустроить контейнерную площадку. Например, улица Зелёная. Она находится на береговой полосе и здесь площадку сделать нельзя, Роспотребнадзор не согласует. Или как обеспечить требования по СанПину о том, что расстояние до площадки не более ста метров от любого дома? Как вариант, закупить контейнеры и расставить по улице, допустим, через пять домов. Но тот, с чьим домом рядом будет стоять контейнер, будет против. Сейчас, когда мы создаём контейнерные площадки, все говорят, что они должны быть, но не рядом с моим домом: будет ездить мусоровоз, приходить-приезжать люди, запахи, птицы, собаки, мусор полетел – нужно убирать. Понятно, что это не добавляет комфорта. Могут возникнуть споры, как платить: с площади или с учётом проживающих в доме.
Думаю, что если каждый домовладелец купит себе контейнер и поставит себе на территорию участка, то острота проблемы снимется: кто-то посторонний в него мусор не положит, необходимость выбрасывать куда-то отходы отпадёт, периодичность вывоза определяешь ты сам. Можно контейнер взять в аренду, но это менее выгодно, чем купить свой. Но никто не хочет нести расходы. Нет пока, к сожалению, понимания, что свой мусор я должен сам утилизировать или заключить договор с фирмой, которая его вывезет.

Итак, все мы понимаем, что мусорная реформа – дело государственной важности. Ещё многое предстоит сделать, чтобы она заработала в полную силу, чтобы механизм был полностью отлажен. Потребуются значительные финансовые вложения. Но уже сейчас каждый из нас может внести свой вклад, чтобы сделать наши дворы, улицы, леса и берега чище. Требуется лишь ответственность, сознательность и желание.

Вадим Александров
Фото из архива администрации посёлка Важины

6.jpg

 
КОНТАКТЫ


ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:

ДОГАДИНА Татьяна Валентиновна

ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР:

КОВАЛЁВА Алла Фёдоровна

ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ:

(81365) 2-45-70

НАШ АДРЕС:

187780, Ленинградская область,
г. Подпорожье, ул. Исакова, д. 3

НАШ ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС:
svogni@mail.ru

ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ "ВКонтакте":
vk.com/svogni

YouTube-КАНАЛ:
youtube.com