Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Ольга Москвина: сначала была идея

Ольга Москвина:  сначала была идея
14.01.2022

Школа для неё – дом родной. И это в данном случае не избитый афоризм. Пришла Оленька Аникичева в первый класс Важинской школы в 1971 году. Сейчас на подходе уже 2022 год, а она поныне каждое утро идёт знакомой дорогой, теперь уже на работу. И так все 50 лет, исключая лишь годы учёбы в педагогическом институте. Сменилась, как водится у замужних женщин, фамилия, да должность за полсотни лет подросла. С 2009 года Ольга Валентиновна Москвина является директором Важинского образовательного центра. А вот преобразований в вверенном ей образовательном учреждении за последние годы произошло много. Вы уже заметили, что руководит Ольга Валентиновна теперь не школой, а образовательным центром, в котором объединились два детских сада и школа. Само здание школы, оставаясь внешне в тех же параметрах, что и полвека назад, претерпело кардинальное внутреннее изменение благодаря реновации. Об истории всех перипетий, связанных с процессом обновления, традиционным и современным подходом к организации учебного и воспитательного процесса рассказала нашим читателям Ольга Валентиновна.

ГОВОРИТ ШКОЛЬНОЕ РАДИО

– Когда я сама училась в школе, у нас было школьное радио. Но, придя сюда уже в качестве учителя, школьного радиовещания я не застала. И всё же мысль о радио меня периодически посещала, но на воплощение мечты требовались большие финансовые затраты. Как только представилась возможность при составлении проектно-сметной документации на реновацию школы, я попросила, чтобы запланировали проводку всех соответствующих коммуникаций, необходимых для радиовещания. Нашу просьбу услышали. В январе 2021 года мы уже полностью въехали в обновлённое здание. И у нас была радиорубка! Оставалось только найти радиофанатов, чтобы идея получила полное завершение.
В этом же году я присутствовала на уроке обществознания в десятом классе, где говорили о роли СМИ в обществе. Тема была, как теперь говорят, «в тему», и я обратилась к десятиклассникам: «У нас есть замечательная возможность вести школьные радиопередачи: есть радиорубка, везде установлены динамики, по которым мы можем вещать то, что интересно ребятам. Раз СМИ имеет такое огромное воздействие на умы, давайте попробуем». На мой призыв откликнулись две девочки: Анастасия Балан и София Феничева (сейчас к ним присоединилась и Елизавета Гусейнова), которые под руководством Натальи Владимировны Леваковой, заместителя директора по воспитательной работе, принялись за дело. 22 октября, в последний учебный день перед школьными каникулами, состоялся первый выпуск радиопередачи. Я наблюдала за реакцией детей на первом этаже. Из кабинета все выбежали в рекреацию. Получился такой эффект неожиданности. Никто не понял, что произошло, когда услышали; «Школьное радио, школьное радио, школьное радио». Думали, может это тревогу какую-то объявляют, а теперь уже с интересом ждут каждую пятницу, когда на первой перемене выйдет информационный выпуск, а на второй прозвучат музыкальные произведения по заявкам учеников и учителей. Начальная школа под весёлую музыку танцует. Идея себя оправдала, несмотря на Интернет и прочее.
Информационные выпуски посвящаются знаменательным датам. Например, День неизвестного героя, День матери, День народного единства. По радио мы объявляем о школьных конкурсах, чествуем победителей школьных олимпиад, а в последний день месяца поздравляем всех именинников. Название радио «Говорун FМ» определилось в результате конкурса, победителем которого стал ученик пятого класса Василий Докунин.
Функции радиовещания далеко не развлекательные, а скорее познавательные и воспитательные. Одно дело – классный час и презентация, другое дело – радио. Это интересно, это необычно. Даже музыкальные заявки тоже воспитывают.

МЕЧТЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

У нас вообще появилось очень много нового. Когда мы составляли проектно-сметную документацию на реновацию, то всем хотелось изменений. Я поначалу не могла понять, как можно что-то изменить. Вот стоит капитальное здание. Что можно сделать? Ещё один этаж не надстроим и пристройку не добавим... Как наполнить старое помещение новым содержанием? Какая она, новая школа? Придерживаться ли классики или взять на вооружение современные инновации? А потом мысли стали приходить. И результат, пожалуй, превзошёл самые смелые мечты.
Реновации идут, и каждый проект имеет свою особенность. Новая школа в Вознесенье называется «Радуга». Первая школа носит имя А. С. Пушкина, здесь понятно, что пушкинская школа. А мы назвали свой проект «Наш край».
Начнём со входа. У нас был совсем маленький холл, где стояли две скамеечки. За счёт того, что отодвинули перегородку школьного гардероба, сделав его более компактным, мы увеличили пространство холла. Во всю стену разместили фото нашего посёлка с высоты птичьего полёта (за фото спасибо Алексею Кучину, нашему родителю и помощнику во многих школьных делах и проектах). Дети любят рассматривать это панно: вот наша школа, а здесь я живу, а здесь моя бабушка, а вот Важинка, Свирь... Здесь же находится инфозона. В холле удобная мягкая мебель. Мне коллеги говорили: «Ой, а зачем вы купили белые диваны?» Но это очень красиво и приучает к порядку. Мы отказались от стендов (их минимум: уставные документы, расписание уроков, Государственная итоговая аттестация), заменив их фотографиями животных нашего края, памятных мест и памятников архитектуры нашего района, природы.
Для нас не было мелочей. Отдельная история о том, как мы строительные материалы выбирали, поскольку была пандемия и заводы не работали. Но всё замечательно сложилось. Плитка, которая сейчас на полу в столовой, медицинском кабинете, рекреациях, считалась поштучно. Перебрали пять или шесть вариантов, так как нужного количества просто не было в наличии. Но отступать от задуманного не стали.
Столовая, пищеблок полностью претерпели изменения. Старые стены были снесены и возведены новые. Появились помещения, необходимые для изготовления и хранения продукции: горячий и холодный цеха, помещения обработки сырых овощей и обработки уже варёных, холодильная, отдельные кладовые для хранения напитков, сыпучих продуктов, овощей, помещение для хранения консервов, а также душ для персонала. Столовая получилась красивая, светлая, с разноцветными столиками.
На втором этаже у девочек для занятий домоводством была лишь маленькая кухонька на одно окно и стандартный класс со швейными машинами. Теперь у нас чудесный класс, который мы гордо называем швейной мастерской, где стоят швейные машины, оверлок, есть примерочная. А напротив появилась кухня, или кабинет домоводства, оборудованный по последнему слову и техникой, и инвентарём, и мебелью. У мальчиков свой кабинет технологии, он на первом этаже, остался на своём месте, только наполнился новым содержанием: современные верстаки, станки: сверлильный, деревообрабатывающий, заточная машина и, конечно, столярные и слесарные инструменты. Я считаю, что мальчишки должны уметь работать молотком, ножовкой, шуруповёртом, уметь делать те работы, которые им пригодятся во взрослой жизни.
В спортивном зале добавились на стенах протекторы для безопасности, новое электронное табло. Мы хорошо укомплектованы лыжами, мячами и другим спортивным инвентарём.
У нас всегда было желание иметь отдельный актовый зал, роль которого у нас играла столовая. В связи с демографической ситуацией количество детей сократилось. Когда я пришла работать в школу в 1987 году, было порядка 800 учеников, на сегодняшний день – 238. Таким образом, появилась возможность объединить два кабинета, и получился замечательный актовый зал на 92 места, вполне достаточный для проведения небольших конференций, праздников, концертов. В то же время мы сохранили сцену в школьной столовой для больших праздников, когда собирается много гостей: юбилей школы, Новый год, 9 Мая. В связи с коронавирусом массовые мероприятия, когда смешиваются классы, запрещены, и мы пока столовую использовали только для проведения праздника Последнего звонка и торжественного вручения аттестатов. А вот в актовом зале, уже в прошлом году проводили новогодние мероприятия, и ученики четвёртого класса показали рождественский спектакль «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Медицинский блок, ранее состоявший из двух маленьких кабинетиков перекочевал на второй этаж. Это совершенно отдельное помещение с двумя кабинетами, новым оборудованием, интересным оформлением.
У нас и зоны отдыха изменились. Они все разные. Рекреация третьего этажа, на котором у нас учатся старшие ребята оборудованы синими диванами, wi-fi зоной, здесь же по предложению ребят установили теннисный стол для игр на переменах. Он пользуется спросом.
На втором этаже напротив актового зала у нас картинная галерея, где можно посмотреть выставку работ наших учеников, которые занимаются в Важинском филиале Подпорожской детской школы искусств. Это уже четвёртая экспозиция за год работы: первой была выставка работ нашего земляка Владимира Кемпи, потом выставка работ педагогов Подпорожской детской школы искусств, затем работы детей к Дню Победы. И водопад по стеклу для релаксации! Ребята очень любят в этом зале посидеть. Там не бегают, это такая зона тишины.
А вот на первом этаже, где занимаются шустрые и подвижные дети начальной школы, мы установили огромный глобус. На переменах дети с увлечением ищут новые города и страны.

В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

Во время проведения реновации мы вошли в проект, который называется «Успех каждого ребёнка». В новом кабинете дополнительного образования ребята под руководством Лидии Сергеевны Сламовой занимаются 3D-моделированием. Дети начальной школы уже в прошлом году освоили 3D ручку. В шестом классе под руководством учителя информатики Екатерины Николаевны Горовой идёт учебный курс «Основы робототехники». Совсем недавно, в середине ноября у нас поехал первый робот, собранный шестиклассниками.
Кабинеты физики и химии модернизированы, оснащены новым оборудованием. Таблица растворимости, ряд напряжений металлов, таблица химических элементов – интерактивные, говорящие, расскажут о каждом элементе. Вода подведена к каждой парте.
Но хотелось какой-то индивидуальности для нашей школы. Мы много ездили, смотрели, что-то принимали для себя, что-то нет. И мы понимали, что хотим классическую школу. Классическую, но современную. Подходили ко всему взвешенно. У нас настоящий классический звонок, а не музыкальная композиция. Его подаёт автомат, и он звенит трелью по всей школе так, как и было всегда. Так что наши дети слышат звонок не только 1 сентября и 25 мая.
Когда подошли к отделке помещений, то решили с коллегами не ограничиваться одним цветом и использовали шесть цветов, все пастельные. Сделано это для того, чтобы дети, переходя с этажа на этаж, из кабинета в кабинет, понимали, что они в другом помещении находятся. По нашему мнению, когда всё в одном цвете, то кажется, что ничего не меняется: переходишь из помещения в помещение, и всё то же самое. Чем может один класс отличаться от другого? Вот он, стандартный, 50 квадратных метров, вот доска, вот два шкафа, 15 парт, 30 стульев, учительский стол. А у нас получились индивидуальные классы с индивидуальными тематическими вставками. Мы сидели ночами, подбирали варианты, чтобы можно было воплотить их на компьютере и в классах.
У нас очень интересная коллекция часов. Правда, они пока ещё не во всех классах, но появляются всё новые и новые, нет ни одних повторяющихся. Очень многие часы – тематические. Я не помню, в какой момент пришла мне идея с часами. Помню, что-то выбирала и мелькнули необычные часы. И у меня сразу в голове щёлкнуло: «О, часы». Они должны быть все разные. Мы не торопимся. Отбираем тщательно. Так, в первом классе паровозик на часах каждый час начинает движение и подаёт сигнал «ту-ту» для физкультминутки. В первом классе не только часы, но и мебель особенная, основания парты – это буквы, ведь первый класс переходный между детским садом и школой. В этом кабинете дети учатся только один год, а потом переходят в другой кабинет на три года, до окончания начальной школы. Когда у нас был губернатор Ленинградской области Александр Юрьевич Дрозденко, то он подарил часы, выполненные учениками всеволожского Мультицентра, на которых изображены гербы всех районов нашего региона.
Есть и чудесный кабинет психолога с сенсорной комнатой, со специализированным оборудованием, на которое только смотреть – одно удовольствие. Здесь педагог-психолог Татьяна Валерьевна Максимова работает и со школьниками, и с детьми дошкольных групп.
Техника в каждом кабинете новая, обязательно мультимедийная установка с проектом или интерактивная панель, их на сегодня у нас восемь.

ПАТРИОТИЗМ ОБЪЕДИНЯЕТ

О нашем школьном музее можно отдельно и много говорить. В любом деле нужен энтузиаст. К счастью, все педагоги учреждения к своему делу относятся с душой. С приходом учителя истории Оксаны Викторовны Смирновой началось возрождение музея. Раньше он размещался на запасном выходе на втором этаже, но пожарные в силу различных законов, норм и правил заставили его убрать. Это было ещё до того, как я стала директором. Все материалы и экспонаты хранились в ящиках и мешках. Мы всё распаковали, сидели вечерами, читали письма, восстанавливали хронологию. В 2015 году музей был возрождён и сразу же стал победителем областного конкурса. Сейчас у музея новый облик. Краеведческая направленность остаётся, но появились интерактивная экспозиция «Русская изба», разделы по истории образования нашего посёлка, школы, интерактивный киоск, который приобретён на деньги, полученные за победу в конкурсе. Есть две экспозиции, посвящённые героям-землякам, погибшим на подводных лодках «Щ-408», «Щ-406». Один из них Константин Дмитриевич Меньков. К сожалению, родственники не найдены, но документально подтверждено, что он уроженец Важин. Второй, Василий Васильевич Осташев, служил на балтийском «Варяге». В интерактивном киоске, приобретённом на средства за победу в конкурсе музеев, собрана вся известная на сегодняшний день информация о подводной лодке «Щ-408». Кстати, она была найдена, лежит в эстонских территориальных водах, но по закону лодку не трогают, а лишь устанавливают памятный знак. Знак хранится в музее 504-й школы Санкт-Петербурга, с которой мы дружим. Когда мы разыскивали дополнительные сведения о команде подлодки «Щ-408», то через Интернет узнали, что краеведы питерской школы заняты тем же вопросом. Мы вышли на связь. Они были у нас, мы много раз ездили к ним. Это вообще очень интересная школа. Можно много говорить об энтузиастах, мальчишках, учениках этой школы, которые в 70-е годы создали своими руками музей, как у нас. А потом на вечере встречи выпускников узнали, что их музей постигла та же участь, что и наш. Они воссоздали его, обратились в экспедицию «Поклон кораблям Великой Победы», нашли спонсоров, которые помогли организовать поисковую операцию. И лодка была найдена.

СЮРПРИЗЫ, ПОРОЙ НЕОЖИДАННЫЕ

Переход от прежней школы к новой был сложным. Это полтора года жизни всего коллектива: детей, родителей, учителей, технического персонала. Мы отдали здание школы подрядчикам 19 августа 2019 года. Один подрядчик делал у нас крышу. Здесь нас поджидал неожиданный и не совсем приятный сюрприз. По всем проектным документам, которые у нас были, толщина слоя над потолочными перекрытиями была указана 15 сантиметров. Когда же стали вскрывать, толщина слоя под кровлей оказалась 60 сантиметров. Сняли огромное количество тонн песка, бетонных плит. Во внутреннем дворике до третьего этажа были насыпаны в два ряда горы мусора. Соответственно, дело затянулось. К тому же, с другим подрядчиком, который осуществлял общестроительные работы, нам не повезло. С ним в марте пришлось расторгнуть договор и по новой объявлять аукцион. Новый подрядчик зашёл к нам в мае, а 1 декабря он сдал нам полностью школу.
Во время проведения ремонтных работ мы учились в здании детского сада. Надо отдать должное детям и родителям, которые с пониманием отнеслись к данной ситуации. Да, сложно было. Перемены, время начала занятий, питание, одноразовая посуда, две плиты всего… А питались и школа, и детский сад. Всё надо было предусмотреть, просчитать, приспособить.
В конце работ по реновации, когда уходили строители, приходили родители: мамы и папы, учителя, технический персонал и мыли, мыли, мыли…Носили мебель с первого этажа на третий, с третьего на второй. И так два месяца. Но мы перетерпели всё это и получили хороший результат.
Первые впечатления детей, когда они входили в обновлённую школу, выражались одними междометиями: «О!», «Ух, ты!», «Вау!» Общими усилиями всего коллектива, проектировщиков и строителей школа получилась замечательная. Конечно, за воплощение в жизнь идеи реновации школ спасибо нашему губернатору Александру Юрьевичу Дрозденко, правительству области, председателю Законодательного собрания Ленинградской области Сергею Михайловичу Бебенину. Отдельное спасибо председателю нашего Комитета образования Надежде Анатольевне Воробьёвой, директору хозяйственно-эксплуатационной службы образовательных учреждений Татьяне Михайловне Ивановой и её заместителю Елене Анатольевне Белогрудовой. В течение всего периода, когда шли ремонтные работы, они помогали словом и делом.

ОБЪЕДИНИВ РЕСУРСЫ

Пять лет прошло с момента объединения школы и детских садов. Сначала страшно было, но в обоих детских садах работали сильные, опытные руководители, которые приняли изменения с пониманием. С объединением появилась возможность использования общих ресурсов. Это очень важно. Ещё до реновации в школьный спортивный зал приходили детсадовские ребятишки. А во время ремонта школы мы куда бы в чужое учреждение поехали? А так в своё учреждение пришли. Сейчас малыши с удовольствием ходят к нам в библиотеку. Людмила Ивановна Молова – замечательный педагог-библиотекарь, у неё много интересных и необычных идей. В библиотеке вся мебель и оформление изготовлены по нашему заказу и задумкам Людмилы Ивановны. Ей даже удалось договориться с издательством «АСТ» о печати для нашей школы Василия Тёркина, хотя этого не было в их планах. У детей всё больше стал проявляться интерес к книге, литературе.
Ирина Викторовна Герасимова в школьном образовании – учитель музыки, в дошкольном – музыкальный руководитель. Она берёт деток в два годика и ведёт до 9 класса. Здорово ведь видеть, как растут и развиваются ребятишки на таком большом отрезке времени.
Есть свои сложности, но в детском саду грамотный, крепкий коллектив. По всем вопросам дошкольного образования мы советуемся с Еленой Александровной Костюк, моим заместителем. В детском саду 118 детей, шесть групп. С объединением в одно учреждение у нас появилась возможность создать группы чистого возраста. Например, в одной группе все детки двухлетнего возраста, в другой всем по три года и так далее. Они так и в школу пойдут вместе. Кстати, все помещения детского сада мы тоже отремонтировали, там также много нового. Появились методический кабинет и кабинет логопеда-психолога, обновился актовый зал, группы красивые.

ДАТЬ ПУТЁВКУ В ЖИЗНЬ

Всё, что делается в Важинском образовательном центре, в том числе и реновация, направлено на то, чтобы дети получали качественное современное образование. Мы продолжаем проект «Успех каждого ребёнка». Нас включили в проект «Точка роста».
В этом году у нас в десятом классе 13 ребят. Естественно-научное профильное обучение на старшей ступени даёт возможность подготовиться к поступлению в вуз.
Хотя в связи с пандемией число конкурсов и выездов сократилось, но дети всегда активно участвуют в спортивных мероприятиях. Мы много лет подряд являемся призёрами областной спартакиады. У нас есть победители муниципальных туров олимпиад. У Ольги Николаевны Сальниковой ребята дважды становились призёрами, а потом победителями конкурса «Я выбираю». Ученики Важинского образовательного центра успешно участвуют в конкурсах рисунков, исторических викторинах.
Но не зря говорят: «Кадры решают всё!» Сейчас мы укомплектованы педагогическими кадрами на сто процентов, но потребность в педагогах у нас есть. Необходимы учителя математики, русского языка и литературы. Надеемся, что в следующем году у нас появится молодой специалист. Всё упирается в жилплощадь. Людям нужно жильё, и не на один день. Пока мы можем предложить только квартиру при школе.
Все преобразования, которые происходят в нашем образовательном центре, это заслуга педагогического коллектива. Вот, пришла Анастасия Владимировна Белоногова перед Днём матери и говорит: «Давайте все позвоним маме и скажем, что мы её любим. Будете звонить?» Я согласилась. Я сказала своей маме, и дети сказали своим. И так здорово, так трогательно получилось. Мы сняли видеоролик, выложили для мам поздравления на своей страничке «ВКонтакте».
У нас столько идей, планов! Надеемся, что со временем они воплотятся, как воплотилась наша мечта о новой, современной школе, которую мы очень любим. И взрослые, и дети. А значит, утром с радостью в школу, а вечером с радостью домой. Пусть у всех будет так!

Вадим Александров

6.jpg

 
КОНТАКТЫ


ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:

ДОГАДИНА Татьяна Валентиновна

ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР:

КОВАЛЁВА Алла Фёдоровна

ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ:

(81365) 2-45-70

НАШ АДРЕС:

187780, Ленинградская область,
г. Подпорожье, ул. Исакова, д. 3

НАШ ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС:
svogni@mail.ru

ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ "ВКонтакте":
vk.com/svogni

YouTube-КАНАЛ:
youtube.com