Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

ОТ ВОДСКОЙ ПЯТИНЫ ДО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТ ВОДСКОЙ ПЯТИНЫ ДО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
04.06.2022

Предлагаем вниманию читателей газеты «Свирские огни» материалы Олега Вербового, подготовленные для книги «От Водской пятины до Ленинградской области». Олег Иванович – заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Подпорожского филиала Ленинградского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент, член-корреспондент Академии военно-исторических наук и Петровской академии наук и искусств, капитан первого ранга в отставке, многие годы посвятил военно-морскому флоту. Олег Вербовой принимает активное участие в популяризации среди молодёжи лучших традиций истории Отечества. Редакция надеется, что публикация серии статей в газете позволит всем интересующимся многое узнать об истории отечественного мореплавания и кораблестроения на Северо-Западе России.



История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество.
Николай Михайлович Карамзин



ГЛАВА 5. ТРИ ВОЙНЫ СО ШВЕЦИЕЙ ПОСЛЕ СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ (продолжение. Начало здесь)

(Оригинал текста, в т. ч. наименования, сохранён)

Надо признать, что русский Балтийский флот в 1742 году действовал нерешительно. С 20 мая по 29 июня его корабли крейсировали в районе Берёзовые острова – остров Сескар – остров Гогланд – острова Аспё. В начале июля весь флот встал на якоря у острова Сескар. Адмирал Мишуков, несмотря на приказ Ласси атаковать шведов, избегал встречи с противником, так как экипажи кораблей всё ещё не были укомплектованы. Только 12 июля русский флот попытался догнать шведский флот, уходивший от островов Аспё к Гангуту. Целый месяц Мишуков безрезультатно ходил вдоль южного побережья Финляндии, от острова к острову, пока, наконец, у полуострова Гангут не обнаружил шведов. Но атаковать не решился. 

13 августа русский флот вернулся к острову Нарген, где простоял на якоре до конца кампании. 3. Д. Мишуков был отстранён от командования, и над его действиями было назначено следствие. 

Архангельская эскадра, вышедшая в море 19 июля на соединение с главными силами Мишукова, вскоре попала в шторм. Многие корабли получили серьёзные повреждения. Эскадра вернулась в Архангельск. 

Она вообще не принимала участия в кампании 1743 года, так как первые корабли из назначенных к переходу пришли в Балтийское море уже после подписания мира. 

После капитуляции шведских войск в Финляндии Швеция уже не могла рассчитывать на успешный исход войны и предложила заключить мир. В марте 1743 года в Або начались переговоры о мире. Однако, несмотря на это, обе враждующие стороны готовились к продолжению войны. Русское командование готовило войска и гребной флот для высадки десанта на территорию Швеции. Швеция разворачивала у Торнео корпус, который должен был направиться в Финляндию; из Стокгольма к острову Корпо вышла гребная флотилия адмирала Фалькенгрена с десантом для высадки на побережье Финляндии. Шведский парусный флот 18 мая встал на якорь у полуострова Гангут. 

Русским гребным судам, зимовавшим в Гельсингфорсе, Борго и Фредриксхамне, было приказано не допустить высадки шведских войск на побережье Финляндии, а для этого надо было соединиться под единым командованием, что и произошло 14 мая у полуострова Гангут. 

Командование соединённым отрядом принял генерал Я. В. Кейт. 20 мая русский галерный отряд был атакован у острова Корпо гребной флотилией Фалькенгрена. После двухчасового боя шведы ушли. 24 мая генерал Я. В. Кейт предпринял попытку атаковать шведов, но противник уклонился от боя, предполагая, что к русским прибыло подкрепление. Кейт преследовал шведов до острова Соттунга, где занял выгодную позицию в ожидании подхода главных сил русского гребного флота. 

Присутствие у Гангута значительных сил шведского флота, состоящего из 13 линейных кораблей, фрегата и двух бомбардирских кораблей, вынудило русский гребной флот задержаться у Тверминне в четырёх милях от мыса Гангё-удд в ожидании подхода парусного флота. Однако русский парусный флот под командованием адмирала Головина, несмотря на приказание Ласси, не решился вступить в бой со шведским флотом. 8 июня после непродолжительной перестрелки и маневрирования, флоты разошлись. Воспользовавшись тем, что шведский флот отошёл от Гангута, русский гребной флот, усиленный у Тверминне вновь построенными судами, 12 июня соединился у острова Соттунга с гребными судами Кейта и направился к берегам Швеции для высадки десанта. Но 18 июня было получено известие о том, что 16 июня в Або подписаны предварительные статьи мирного договора. 7 августа 1743 года в Або был подписан мирный договор между Россией и Швецией. Граница со Швецией устанавливалась по реке Кюммене и озеру Сайма. Были подтверждены статьи Ништадтского мира 1721 года. Швеция признавала утверждение России на Балтике. 

При этом, тем не менее, Швеция всё-таки не теряла надежды вернуть утраченные в результате Северной и русско-шведской 1741-43 годов войн территории. Очередная попытка была предпринята в конце 80-х годов XVIII века. 

Военно-политическая обстановка в Европе складывалась благоприятно для Швеции. В 1787 году началась русско-турецкая война. 

Основные сухопутные силы России были направлены на юг. Англия и Пруссия, стремясь ослабить Россию на Балтике, проводили враждебную по отношению к ней политику. В августе 1788 года образовалась англо-прусско-голландская лига, которая поддерживала Швецию и Турцию. Английская дипломатия поощряла Швецию в её реваншистских устремлениях. Англия обещала Швеции ежегодную субсидию в размере 100 тысяч фунтов стерлингов, а в случае нападения на неё обязывалась оказать военную помощь семью линейными кораблями. Речь Посполитая придерживалась по отношению к России политики враждебного нейтралитета. 

В союзе с Россией находилась Дания, которой Швеция угрожала отторжением Норвегии, состоявшей тогда в унии с Данией, и обязывалась в случае нападения Швеции на Россию вступить в войну на стороне России, выставив против Швеции 12-тысячную армию, шесть линейных кораблей и три фрегата. 

Шведский король Густав III намеревался разбить главные силы Балтийского флота в Финском заливе и открыть путь к Санкт-Петербургу с моря. Заблокировав русские корабли в Кронштадте, Густав III предполагал высадить у Ораниенбаума или Красной Горки 20-тысячный десант, который должен был захватить Санкт-Петербург. Шведской армии в Финляндии была поставлена задача путём демонстративных действий оттянуть русские войска от Санкт-Петербурга. 

Швеция, не объявляя войны, начала военные действия против России. 25 мая 1788 года эскадра в составе 16 линейных кораблей и 12 фрегатов под командованием брата короля генерал-адмирала герцога Карла Зюдерманландского двинулась в сторону Финского залива. 

В Санкт-Петербурге было известно о приготовлениях Швеции к войне, однако русское командование с осени 1787 года готовило эскадру адмирала С. К. Грейга к отправке в Средиземное море для боевых действий против Турции. Первый отряд этой эскадры в составе трёх 100-пушечных линейных кораблей, фрегата и трёх транспортов с 500-ми солдат и боеприпасами на борту под командованием вице-адмирала В. П. Фондезина вышел из Кронштадта 5 июня 1788 года. 10 июня 1788 года у острова Готланд он встретился со шведской эскадрой Карла Зюдерманландского, который потребовал от Фондезина приветствовать его салютом. Фондезин выполнил это требование. Но, прибыв 29 июня в Копенгаген, он получил приказ действовать против шведского флота. 5 июня из Кронштадта в разведку были направлены три фрегата: «Мстиславец» – к Карлскруне, «Ярославец» – к Свеаборгу, «Гектор» – к Аландским шхерам. 

Вилим (Вильгельм) Петрович фон Дезин (Фондезин), российский адмирал  густав III.png

19 июня 1788 года «Мстиславец» доставил в Кронштадт известие о приближении шведского флота. Экспедиция в Средиземное море была отменена. Началась спешная подготовка Балтийского флота для защиты Санкт-Петербурга. Эскадра Грейга получила новую задачу – действовать против шведов. 21 июня 1788 года шведы осадили русскую крепость Нейшлот в Финляндии. 25 июня Густав III направил Екатерине II ультиматум, в котором потребовал отказаться от тех территорий Финляндии и Карелии, которые отошли к России по Ништадтскому и Абоскому договорам и установить границу между Россией и Швецией по реке Сестре; разоружить Балтийский флот; заключить мир с Турцией, передав ей Крымский полуостров. 

Столь наглые требования шведов, естественно, были отвергнуты, и 30 июня 1788 года Россия со своей стороны вынуждена была объявить Швеции войну, хотя и армия, и флот к ведению активных боевых действий в Прибалтике были не готовы. Граница в Финляндии была защищена слабо, русских войск в Финляндии насчитывалось 18-19 тысяч человек, тогда как численность шведской армии достигала 38 тысяч штыков. Балтийский флот по количеству кораблей хотя и превосходил шведский (31 линейный корабль и 16 фрегатов против 23 линейных кораблей и 14 фрегатов), однако уступал ему в вооружении, мореходных качествах и выучке личного состава. Совершенно неподготовленным к войне оказался гребной флот. Россия имела на Балтике всего восемь гребных судов против 140 шведских. Между тем, опыт Северной войны показал, что для успешных боевых действий в шхерах необходим именно сильный гребной флот. 

Русские планы военных действий разрабатывались уже в ходе войны и постоянно изменялись. Первоначальный, принятый в начале войны, носил оборонительный характер. Русский парусный флот должен был выйти навстречу шведскому флоту и разбить его. Гребные суда должны идти к Фридрихсгаму, чтобы оказать содействие сухопутным войскам в отражении наступления шведских войск. Отряду кораблей В. П. Фондезина предписывалось нанести удар по Гётеборгу и Марстранду из Копенгагена. Но В. П. Фондезин, однако, от активных действий уклонился и поставленные ему задачи не выполнил. 

Шведские войска в Финляндии с конца июня 1788 года стояли под крепостью Нейшлот и вдоль реки Кюммене. В июле они начали наступление тремя колоннами: от Санкт-Микеля на Вильманстранд, от Кельтиса на Давыдов и от Абборфорса на Фридрихсгам. Несмотря на малочисленность русских войск, оборонявших эти крепости, попытка шведов захватить их окончилась неудачей. 

Крепость Нейшлот (Олавинлинна, Олафсборг), наше время  крепость Фридрихсгам1.jpg

Действия шведского флота были более активными. Во второй половине июня 1788 года шведская эскадра под командованием Карла Зюдерманландского вошла в Финский залив. 27 июня шведы захватили близ Ревеля русские фрегаты «Гектор» и «Ярославец», которые, ведя наблюдение за действиями шведского флота, оказались слишком близко от него. 28 июня русская эскадра под командованием С. К. Грейга вышла из Кронштадта и, получив известие о входе в Финский залив шведской эскадры, двинулась ей навстречу. 6 июля противники встретились в Финском заливе западнее острова Готланд. 

У Грейга было 17 линейных кораблей, из которых треть была введена в строй накануне выхода в море, восемь фрегатов, два бомбардирских и пять малых судов – всего 1 220 орудий. Авангардом командовал вице-адмирал Мартын Фондезин, старший брат Вилима Фондезина, который стоял в Копенгагене, арьергардом – вице-адмирал Тимофей Козлянинов, а кордебаталией – сам адмирал Самуил Грейг. 

Шведский флот имел 16 кораблей, семь больших и пять малых фрегатов – всего 1 336 орудий. Авангардом шведского флота командовал генерал-майор Вахтмейстер, во главе арьергарда был бригадир Мандерштед. 

Кордебаталией командовал сам Карл Зюдерманландский, при котором находился адмирал барон Врангель. 

В 11 часов 6 июля русская эскадра выстроилась в строй фронта, и через час, обнаружив главные силы противника, прибавила парусов. 

По сигналу флагмана в 15 часов 30 минут эскадра при слабом юго-восточном ветре стала спускаться на неприятеля. Шведская эскадра, ожидая подхода русских кораблей, сделала поворот «все вдруг» на левый галс и построилась в линию баталии. Русская эскадра также повернула на левый галс и выстроилась в кильватерную колонну, причём пять кораблей авангарда отряда контр-адмирала Фондезина, после поворота оказавшиеся в арьергарде, отстали и нарушили строй. 

В 17 часов корабли авангарда под командованием контр-адмирала Т. Г. Козлянинова сблизились с противником до двух кабельтовых и, не ожидая сигнала, открыли огонь. Вслед за ним огонь открыли все корабли. Стрельба кораблей отставшего арьергарда цели не достигала. Обе эскадры строго придерживались линейной тактики. В 18 часов 30 минут шведский флагманский корабль «Густав III», а за ним и все остальные корабли, не выдержав огня русских кораблей, стали спускаться под ветер и выходить из боя. А когда флагманский корабль С. К. Грейга «Ростислав» пошёл за ними с целью атаковать повреждённый «Густав III», шведские корабли, сомкнув линию строя, заслонили его собой. 

Маневрирование эскадр продолжалось до сумерек, с наступлением которых артиллерийский бой возобновился. Но вскоре ветер начал стихать, и под густым покровом порохового дыма шведские корабли один за другим вышли из боя. В это время шведский 74-пушечный корабль «Принц Густав» под флагом вице-адмирала Вахтмейстера и русский флагман «Ростислав» сблизились. В завязавшемся бою шведский корабль был настолько сильно повреждён, что спустил флаг. С наступлением темноты сражение прекратилось. Ночью шведская эскадра ушла в Свеаборг, а русская – к острову Сескар. 

Несмотря на одинаковое число потерянных кораблей, как бы уравнивающее результаты боевых действий, Готландское сражение явилось серьёзным стратегическим успехом русского флота, сорвавшего планы короля Густава III по овладению Петербургом с моря. 

Теперь он решил выполнить эту задачу силами сухопутной армии при содействии своего сильного гребного флота. Сначала шведы осадили с суши приморскую крепость Фридрихсгам. С моря действия шведской армии поддерживал отряд из 35 гребных судов, который 17 июня 1788 года атаковал русский отряд из восьми полугалер под командованием капитана 1-го ранга П. Б. Слизова. Ввиду численного превосходства противника русские вынуждены были отойти к Выборгу, но не потеряли при этом ни одного судна. 23 июля шведы начали бомбардировку крепости Фридрихсгам и предприняли безуспешный её штурм. Но на другой день неожиданно для русских сняли осаду и отошли к своей границе. Как выяснилось, причиной этого были начавшиеся волнения в войсках и опасения вторжения союзных России датских войск на территорию Швеции. Шведский король принял решение перебросить на судах гребного флота по шхерным фарватерам часть своих войск из Финляндии в Швецию. Однако у мыса Гангут путь шведам преградил отряд русского корабельного флота под командованием капитана 2-го ранга Л. И. Тревенена. Попытка шведов обойти его окончилась неудачей. 26 июля 1788 года русский флот неожиданно для шведов появился у Свеаборга. Три шведских линейных корабля и фрегат, стоявшие на якоре в двух милях от входа на рейд, обнаружив передовые корабли русских, попытались скрыться в шхерах. Шведский 64-пушечный линейный корабль «Густав Адольф» сел на мель так, что снять его с мели не удалось, и ему не оставалось ничего другого, как спустить флаг. Он был взорван русскими моряками, захватившими его на виду у шведского флота, который так и не решился выйти с рейда. 

Шведская эскадра была блокирована в Свеаборге. Основные силы эскадры Грейга, готовые к бою, большую часть времени находились в видимости Свеаборга, отходя к Ревелю только для пополнения запасов воды и продовольствия. 

Одновременно в Финском заливе крейсировали русские корабли, перехватывая шведские суда, идущие в Финляндию с продовольствием, боеприпасами и другими видами снабжения. 

К сентябрю в Копенгагене была сформирована эскадра из 10 линейных кораблей, четырёх фрегатов, двух коттеров и четырёх транспортов. Ей была поставлена задача – до конца ноября 1788 года блокировать Карлскруну, а в случае перехода туда шведского флота из Свеаборга вступить с ним в бой. 23 сентября 1788 года эскадра заняла позицию между южной оконечностью острова Эланд и шведским берегом, выделив часть сил для крейсерства. 

Изредка происходили боевые стычки местного значения. Так, 7 июля русский отряд атаковал в районе западнее Порккала-Удда шведскую гребную флотилию и две батареи, установленные на берегу. После полуторачасового боя шведская флотилия отступила, а батареи были взяты русским десантом. 3 октября произошёл бой восьми шведских галер и канонерских лодок с русским гребным фрегатом «Св. Марк», в результате которого шведы отступили и укрылись в шхерах. Через день, 5 октября, шведский гребной отряд атаковал фрегат «Св. Марк». Русские моряки не только отразили атаку, но с помощью вооружённых баркасов захватили 14 транспортов противника. 

Отряд, посланный к ПорккалаУдд, обнаружил крупные силы гребного флота противника и заставил их отойти в шхеры. Это позволило пресечь снабжение шведских войск в Финляндии по шхерным фарватерам. Отряды русских кораблей, сменяя друг друга, несли дозор в районе Порккала-Удд до 16 октября.

(продолжение следует)


6.jpg

 
КОНТАКТЫ


ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:

ДОГАДИНА Татьяна Валентиновна

ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР:

КОВАЛЁВА Алла Фёдоровна

ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ:

(81365) 2-45-70

НАШ АДРЕС:

187780, Ленинградская область,
г. Подпорожье, ул. Исакова, д. 3

НАШ ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС:
svogni@mail.ru

ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ "ВКонтакте":
vk.com/svogni

YouTube-КАНАЛ:
youtube.com