Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

ОТ ВОДСКОЙ ПЯТИНЫ ДО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТ ВОДСКОЙ ПЯТИНЫ ДО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
16.05.2022

История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество.
Николай Михайлович Карамзин

Предлагаем вниманию читателей газеты «Свирские огни» материалы Олега Вербового, подготовленные для книги «От Водской пятины до Ленинградской области». Олег Иванович – заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Подпорожского филиала Ленинградского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент, член-корреспондент Академии военно-исторических наук и Петровской академии наук и искусств, капитан первого ранга в отставке, многие годы посвятил военно-морскому флоту. Олег Вербовой принимает активное участие в популяризации среди молодёжи лучших традиций истории Отечества. Редакция надеется, что публикация серии статей в газете позволит всем интересующимся многое узнать об истории отечественного мореплавания и кораблестроения на Северо-Западе России.

Продолжение. Начало в № 4-16

ГЛАВА 4.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО СУДОСТРОЕНИЯ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ В НАЧАЛЕ XVIII ВЕКА 

Верфь на реке Свири была заложена несколько позже, чем Сясьская – в 1703 году, и получила название Олонецкая, так как местность, на которой она строилась, входила в состав Олонецкого уезда.
В конце лета 1702 года Пётр шёл по реке Свири с двумя малыми фрегатами «Курьер» и «Святой дух». С помощью местных знатоков реки и специально обученных солдат-промерщиков нащупывали судоходный фарватер. По пути царь остановился в деревне Мокришвице, расположенной на левом берегу Свири. Тогда там существовала пристань, называемая Лодейной, которая служила своеобразным торговым пунктом и причалом для кораблей. Осмотрев здешние места, Пётр отметил обилие качественного соснового леса и плодородные земли, богатые торфом, глиной и известняком. Лодейная пристань располагалась близко к Олонецким металлургическим заводам, где отливались корабельные пушки, и имела удобный выход в Балтийское море для построенных судов. Всё это утвердило решение Петра заложить здесь судостроительную верфь. Курировать строительство верфи и кораблей на ней царь поручил А. Д. Меншикову.
В окрестностях будущей верфи располагалось несколько небольших, но имеющих весьма почтенный возраст деревушек – Мешковичи, Мокришвица, Канома. В частности, Канома, получившая название от впадающей в Свирь реки Каномки, значилась ещё в переписной книге Обонежской пятины за 1446 год. Кроме этих деревень существовали и другие, ещё более мелкие.
Люди, жившие в этих местах, издавна занимались постройкой различных плавсредств и промышляли лесозаготовкой. Лесами в округе было покрыто примерно три четверти всей площади. Местные мастера имели многолетний опыт строительства как «легкокрылых» судов, так и тяжёлых прочных судов, приспособленных для ледовых условий. Поэтому, когда свирским корабелам предложили освоить новую голландскую систему такелажа (ер) и оснастки (унда) – для них это оказалось пустяковым делом. Отсюда родилось наше привычное слово «ерунда».
Надо сказать, что голландская школа кораблестроения не привилась на более поздних петербургских верфях, там доминировала английская.
В начале 1703 года на реке Свири началось строительство верфи, которое шло ускоренными темпами. Возводились мастерские, кузницы, бараки и жилые дома. Пётр часто приезжал на верфь, участвовал в строительстве кораблей, поэтому для него был срублен временный домик.
В 1832 году на месте царского домика был сооружён памятный знак, который стоит и сейчас. 

памятник Петру.jpg

24 марта 1703 года произошло торжественное открытие Олонецкой верфи и «по указу Великого Государя ...Петра Алексеевича ... и по приказу губернатора А. Д. Меншикова» состоялась одновременная закладка девяти стапелей.
В этот же день были заложены 28-пушечный фрегат, получивший при спуске на воду название «Штандарт», и четыре буера, носившие впоследствии шуточные голландские названия «Бир-драгер» (разносчик пива), «Вейн-драгер» (виночерпий), «Гельд-сак» (денежный мешок) и «Соут-драгер» (возчик соли). Тогда же или вскоре заложили флейт, названный при спуске на воду «Бельком» (добро пожаловать) в честь приехавшего в тот день на верфь А. Д. Меншикова, шмаки «Гут-драгер» (доброноситель), «Корн-шхерн» (сжатый хлеб) и не указанные в программе февраля-марта 1703 года галиоты «Соль», «Курьер» и почт-галиот.
Одновременно с закладкой фрегата Пётр ввёл новый царский штандарт. На жёлтом фоне черный двуглавый орёл держал в лапах и клювах четыре карты с контурами Каспийского, Азовского, Белого и Балтийского морей. Россия не сухопутная держава, говорил этим штандартом русский царь, она уже имеет выход к четырём морям.
Строительством фрегата руководил Герене Вебе (по некоторым источникам – ГеренеВыбе) – в прошлом корабельный мастер Ост-Индской верфи, с которым Пётр познакомился ещё в Амстердаме.
Герене покинул родину и приехал в Воронеж в 1697 году. Позже он, а затем и его сын Питер работали в Санкт-Петербурге и Архангельске.
Фрегат «Штандарт», ставший первым кораблём Балтийского флота, был спущен на воду 22 августа 1703 года. В торжественном мероприятии участвовал сам Пётр, который возвратился на этом корабле в Петербург.

фрегат Штандарт.jpg
Фрегат находился в боевом строю более 20 лет. Это говорит о высоком качестве работ на Олонецкой верфи, правильном выборе леса для постройки корабля, удачной конструкции корпуса, набора и обшивки.
В 1725 году адмиралтейство решило сохранить «Штандарт» как реликвию. Однако последовал указ Екатерины I: «Для памяти велено было хранить, но за гнилостью в сохранении никак содержать не могли. В память его имени, какое его величеством Петром I было дано, заложить и сделать новый».
Из приписанных по указу Петра I к Олонецкой верфи городов – Пошехонья, Белоозера, Каргополя с уездами за один лишь 1703 год на Олонецкую верфь прибыло больше 10 тысяч человек. Сюда же были направлены корабельные мастера из Воронежа, Азова, Казани, Архангельска, а также из Голландии и Дании.
Рабочие на верфи делились на две большие группы: мастеровых людей и работных людей. Мастеровые владели какой-то специальностью.
Среди них были плотники, кузнецы, котельники, портные, сапожники, столяры, стекольщики, токари, бочары, щетники, карбасные оснащики, серебряники, медники, печники, смолокуры, угольные, вёсельные, маштовые, мастера резного дела и другие.

на верфи.jpg
Работные люди использовались на рубке, разгрузке и погрузке леса, транспортировке всех необходимых материалов, подготовке судов к спуску на воду. По существу, они были чернорабочими. Среди этих неквалифицированных работников было много заключённых. Самые тяжёлые работы выполняли каторжане, осуждённые за убийство, воровство и другие тяжкие преступления.
Достаточно широко использовался на верфи и детский труд. Самые маленькие дети щипали на конопатном дворе канаты, остальные следили за лошадьми и помогали мастеровым, осваивая специальность с самого раннего детства.
Делились работные люди на мобилизованных и наёмных. Среди мобилизованных были временные и постоянные. К постоянным относились записные и незаписные. Записных набирали с помощью рекрутского набора, сбора с приписных местностей и губерний по числу дворов.
Незаписные прибывали из других губерний страны, которые не были приписаны к верфи. Временные работники прибывали на 3-4 месяца, иногда и на больший срок.
Мастеровые люди делились на команды, во главе каждой из которых стоял мастер. Команды делились на десятки. В каждой десятке назначался десятник, который отвечал за всю свою группу и получал за это дополнительную оплату.
Мастера-кораблестроители получали в год более 200 рублей, сам Пётр назначил себе жалование в 365 рублей, кузнецы получали около 30 рублей годовых, а олонецкие плотники около 25 рублей.
Продолжительность рабочего дня составляла летом 14 часов, осенью и весной – 10 часов, а зимой 6 часов. Выходным считалось воскресенье, но в летнее время в такие дни обычно готовились к спуску суда, так что работные люди в горячую пору почти не отдыхали.
Было дано специальное указание: «Дабы корабельных и прочих дел мастеры и мастеровые люди были всегда в работные дни на работе, в которых месяцах день 17 часов, отпускать с работы обедать и отдыхать 3 часа, в которых месяцах 12 часов в день, отпускать обедать и отдыхать 2 часа, а в короткие дни, когда день 7 часов, отпускать обедать на один час».
Тысячи мастеровых и работных людей жили рядом с верфями в землянках и казармах в большой тесноте, в ужасных антисанитарных условиях. Любое недовольство, любые попытки побегов немедленно пресекались. Солдаты не столько охраняли верфь от возможных набегов шведов, сколько караулили работников и в самом зачатке давили возможные бунты. Из-за постоянного недоедания, изнурительного труда и тяжёлых условий работники часто болели и умирали, ведь лекарств и медицинской помощи у них почти не было.
Глухое недовольство прорывалось обычно в виде разговоров, осуждений действий властей, «прелестных речей», призывающих к побегам и бунтам. За всё это жестоко наказывали. Так, в 1703 году на Олонецкой верфи был казнён работник по фамилии Афанасьев «за непристойные слова».
Крестьяне, которых мобилизовывали и направляли на верфи, как правило, со своими лошадьми, зачастую в самый разгар сельскохозяйственных работ, также были крайне недовольны отрывом от своего хозяйства, несли существенные убытки, разорялись.
Можно с уверенностью сказать, что первые корабли русского Балтийского флота были построены на костях крестьян Олонецкой и других губерний, стали причиной разорения многих крестьянских хозяйств, обнищания тысяч крестьянских семей.
Среди новых прибывающих на Свирь людей преобладали русские, греки и голландцы. Но немало встречалось людей и других национальностей. Своими знаниями делились немцы, англичане, французы. В команды строящихся на верфи кораблей набирали на каждый десяток русских матросов по одному итальянцу или греку.
Особенно ценилось на верфи мастерство олонецких плотников, равных которым в работе с топором не было.
Пригодилось и их умение выкуривать смолу без вреда для живого леса. В глинистом грунте делалась яма с отверстием у дна со специальным жёлобом. Её наполняли расколотыми пнями и верхушками деревьев, а потом засыпали песком, оставив дымоотвод, и поджигали. Из каждого кубометра лесных отходов получали по 25 вёдер готового вещества. Только в 1703 году олончане продали на верфь 1 767 пудов смолы.

смолокурня.png
Олонецкая верфь внесла значительный вклад в строительство петровского флота на Балтике. Всего за 1702-1724 годы на ней было построено более 800 судов 33 разновидностей.
Из трёх линейных кораблей, строившихся лодейнопольцами, только один («Пернов») вошёл в состав Балтийского флота (первый не был достроен из-за смерти мастера, а третий разбился на свирских порогах).
Из 11 фрегатов один («Михаил Архангел») строился на Сясьской верфи, а в Лодейном Поле только достраивался. Двенадцать шняв можно смело считать малыми фрегатами, так как они имели аналогичное парусное вооружение.
Для начального состава Балтийского флота и его последующего развития немаловажную роль сыграли и остальные суда, построенные на берегах Свири в Лодейном Поле: три бомбардирских корабля, 13 галиотов, 78 бригантин, 14 скампавей, 18 галер, два прама, бриг (кстати, первый в России), два подъёмных судна и большое количество судов ботового типа: 54 бота, 7 пакетботов, фишербот, не менее десяти шхерботов, прогулочная баржа (для руководства флота), не менее десяти галеотов, 32 камели (на которых впоследствии доставлялись крупные корабли из Санкт-Петербурга в Кронштадт), около 100 шлюпок (которые могли осуществлять автономное плавание), 25 специальных островских лодок и девять буеров, осуществлявших различные функции.
Немало было построено в Лодейном Поле и грузовых судов: около 50 карбасов, более 20 флейтов, четыре шмака, семь транспортов, около десяти шкут, 13 катов, более четырёх эверсов, 300 сойм, 12 шхун, три ватершипа (для подвоза воды к кораблям) и не менее 10 романовок (десантных лодок).
Большое количество кораблей и судов, построенных для Балтийского флота России, подготовка десятков новых специалистов корабельного дела ставит Олонецкую верфь на первое место среди других приладожских верфей (на Свири в петровское время работали ещё две небольшие верфи – в Сермаксе и Свирице).
Значительный вклад в строительство Олонецкой верфи и организацию судостроения на ней внёс Федор Степанович Салтыков, которого царь ценил не только как хорошего специалиста-кораблестроителя, но и как человека, умеющего мыслить «по-государственному». Именно поэтому Пётр поручил ему важную миссию по закупке кораблей для Балтийского флота за границей.
Ф. С. Салтыков происходил из древнего русского аристократического рода. Его отец, близкий ко двору боярин, после взятия Азова был направлен туда воеводой и руководил всеми работами по строительству кораблей на азовской верфи. Отмечая заслуги отца, Пётр приблизил к себе его 22-летнего сына Фёдора, произвёл его в стольники и отправил за границу обучаться кораблестроению.
Почти три года Фёдор Салтыков провёл в Голландии, изучил голландский, английский и немецкий языки, освоил теорию и практику судостроения. После возвращения в 1700 году на родину он отлично выдержал строгий экзамен, учинённый ему Петром, за что был произведён в капитаны Преображенского полка. До конца 1702 года Фёдор Салтыков работал на Сясьской верфи у Татищева, а затем был направлен в Лодейное Поле в помощь А. Д. Меншикову создавать там новую большую судостроительную верфь – Олонецкую. В 1703 году Пётр произвёл его в корабельные мастера и назначил главным кораблестроителем при коменданте Олонецкой верфи Яковлеве. Таким образом, Фёдор Степанович Салтыков стал первым в России отечественным корабельным мастером, которому официально было присвоено это звание.


(продолжение следует)

6.jpg

 
КОНТАКТЫ


ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:

ДОГАДИНА Татьяна Валентиновна

ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР:

КОВАЛЁВА Алла Фёдоровна

ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ:

(81365) 2-45-70

НАШ АДРЕС:

187780, Ленинградская область,
г. Подпорожье, ул. Исакова, д. 3

НАШ ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС:
svogni@mail.ru

ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ "ВКонтакте":
vk.com/svogni

YouTube-КАНАЛ:
youtube.com