Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР ОТКРЫВАЕТ ЗАКУЛИСЬЕ

ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР ОТКРЫВАЕТ ЗАКУЛИСЬЕ
12.04.2024

В этом году в Подпорожской школе № 8 официально появился свой театр «Лира». Дебют стоит признать успешным. За неполный учебный год ребята вместе со своим руководителем Светланой Венской уже показали пять постановок и плодотворно работают над шестой. Как появилась идея и в чём смысл школьного театра для образовательного учреждения, мы и решили выяснить у наставника ребят.


Светлана Матвеевна, как родилась идея создания школьного театра?

– В нашей школе всегда было много талантливых и активных детей. Мне, как учителю русского языка и литературы, часто приходилось помогать классным руководителям и заместителю директора по воспитательной работе Наталье Владимировне Меркуловой с организацией литературных вечеров и общешкольных мероприятий. Мне и на уроках литературы всегда нравилось, когда ребята читали по лицам, готовили инсценировки. В прошлом учебном году в рамках дополнительной образовательной программы появился поэтический кружок «Лира». Он, пожалуй, стал своеобразной отправной точкой. И фактически все участники кружка позднее вошли в состав труппы школьного театра. Когда Министерство просвещения объявило о необходимости в каждой школе создать свой театр, для нас это не стало проблемой. Некоторые затруднения вызвало скорее документальное оформление, а в душе мы все были давно готовы. Поэтический кружок приобрёл новый импульс развития, позволивший ребятам выйти на сцену и почувствовать обратную связь от зрителей.

Сразу отмечу, что школьный театр – это особое объединение. Естественно, что в своём репертуаре мы опираемся на материал, изученный в рамках школьной программы. У нас, как в самом настоящем театре, имеются и классические, и современные постановки. Стараемся охватить всё разнообразие жанров – от трагедии до комедии, обязательно включаем музыкальные номера.

Таким образом, как говорится, звёзды сошлись в нужном месте, в нужное время. У нас были силы, возможности и желание, которые нашли поддержку на государственном уровне. Добавлю, что и детям, и мне самой это всё безумно нравится.


Я слышал, что за неполный год вам удалось реализовать уже пять постановок, причём отзывы всегда положительные. В чём секрет? И что это за проекты?

– Действительно, фактически за пять месяцев своего существования мы очень плодотворно поработали. Нам помогает общешкольный тематический план. Он позволяет заранее определить направление приложения сил. Сразу оговорюсь, что школьный театр не может позволить себе больших постановок, поэтому мы ставим небольшие фрагменты и сценки, но их стараемся отработать в полной мере. Пожалуй, главным слагаемым успеха является желание удивить зрителя. Мы стремимся каждый раз найти какую-то изюминку, преподнести зрителям сюрприз. Используем разные театральные жанры, стараемся своих артистов использовать в разных амплуа, подбираем разнохарактерные роли. Кстати, это позволяет расширять детский опыт, который пригодится им во взрослой жизни.

На мой взгляд, мы вместе занимаемся очень серьёзным делом! У нас всё, как в жизни. Тесно переплетается трагическое и комическое, печаль, гнев, радость и раздражение, помноженное на тайну. Поэтому в репертуар включаем разноплановые инсценировки, которые убеждают в мысли, что жизнь штука сложная, но тем она и интересней…

Нашей самой первой постановкой стала комедия «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина ко Дню учителя. «Не хочу учиться…». Буря эмоций и шквал аплодисментов. Литератор екатерининской эпохи оказался очень актуален...

Затем была современная постановка «Сердце матери» ко Дню матери. Самолёт терпит крушение, и все пассажиры начинают звонить своим матерям. Драматично и символично. У зрителей во время показа на глазах выступили настоящие слёзы.

К Новому году для малышей подготовили сказку «Морозко» на современный лад нравоучительно-воспитательного характера. Наше творение помогло обыграть тематику гаджетов, которые используются нечистой силой, чтобы вырвать ребят из окружающей жизни: спорта, прогулок, общения с друзьями…

На День снятия блокады продемонстрировали небольшую литературную композицию, но она отняла очень много сил. Пришлось поработать с документами и текстом. Ребята на репетициях очень прочувствовали весь трагизм тех блокадных дней. Буквально комок застревал в горле… Композицию продемонстрировали три раза, охватили все классы школы. Кстати, это, пожалуй, исключение из правил. Обычно у нас каждый показ – это премьера, а потом начинаем подготовку к следующему мероприятию.

К Международному женскому дню поставили фрагмент из комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Текст был сложный. Пришлось всё учить наизусть, но сыграли хорошо, зрителям понравилось…


Какие планы?

– Сейчас работаем над постановкой «Сказка о попе и работнике его Балде», приуроченной к 225-летнему юбилею со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Пока ещё мы не демонстрировали постановок в стихах. Учим текст, ребятам трудно, но я верю в успех! Постараемся снова удивить своих зрителей. Наших гостей ждёт не только игра актёров, но танцевальные и музыкальные номера. Не могу раскрывать всех секретов, но обещаю, что будет интересно.


Кстати, почему ваш театр называется «Лира»?

– Так решили ребята, но название имеет дополнительный смысл и расшифровывается как: «Любовь, Искусство, Романтизм, Альтруизм». Это также идея ребят. Мы от всего сердца делимся с другими своей добротой и теплом души. Я во многом стараюсь следовать за своими учениками, у нас ещё много идей, постараемся реализовать их в следующем году.


Кто же играет в труппе?

– У меня учатся ученики с пятого по восьмой классы, они стали своеобразным костяком группы, но после первой премьеры к нам стали присоединяться и другие учащиеся. Сейчас это уже стало правилом, – после каждой постановки появляются новые желающие. Увидев успех других на сцене, они также хотят себя проявить и получить свою долю похвалы и аплодисментов. Каждый ребёнок мечтает, чтобы его заметили и оценили. Театральная деятельность увлекает и затягивает. Дети верят в чудо, и оно случается на сцене школьного театра. Хочется отметить наших ведущих актёров: Ярослава Мухина, Ваню Зеленкова, Лизу Майорову, Настю Клинову. Это очень яркие ребята, способные полностью перевоплотиться на время исполнения роли.


Как проходят занятия?

– Официально мы занимаемся два раза в неделю, хотя частенько мне приходится работать с детьми индивидуально, в каждую свободную минутку. Зато результат окрыляет. Ребята становятся другими, более ответственными, стараются проявить себя. Они пластично двигаются на сцене, проявляют неожиданные эмоции, их просто бывает не узнать. У нас есть теоретические и практические занятия. Не забываем про актёрскую разминку. Детям, конечно, больше нравится практическая часть. В зависимости от темы подбираем сценарий, распределяем роли, исходя из возможностей актёров. Потом проводим первую читку. После небольшой проработки роли устраиваем повторную читку, разбираем ошибки, ищем возможности, как лучше показать роль… Добавлю, что в нашем деле мобильный телефон превратился в помощника. Он позволяет быстрее заучивать текст, записывать комментарии и уточнения, не отвлекает шуршанием бумажных листов. Поработав с текстом, переходим к декорациям и костюмам. Обычно костюмы делаем самостоятельно, но обязательно стараемся выдержать дух эпохи через элементы интерьера и музыкальное сопровождение. Добавлю: работая над пьесой, ребята опосредованно знакомятся с историческими временами: что люди одевали, как вели себя в обществе. Я советую ребятам для развития смотреть записи театральных постановок. Благо, это сейчас стало довольно доступным. Всё это культурно очень обогащает.

Очень помогает руководитель «Движения первых» Ксения Парфёнова. Она несколько раз проводила тренинги, разминки, дала ряд ценных советов, привлекла к Всероссийскому конкурсу «Школьная классика». Первый этап мы благополучно прошли, сняв видеоролик о своём коллективе. Ждём результатов второго этапа.

Моим любимым актёром и режиссёром был и есть Олег Табаков. Олег Павлович любил приговаривать: «Театр – дело весёленькое». Вот и у нас это выражение стало своеобразным девизом. Перед началом спектакля я говорю: «Повеселимся?!» Вот мы и занимаемся весело, радостно, позитивно. Недавно мне подарили «Полный курс актёрского мастерства» Константина Станиславского. Изучаю и творю вместе с ребятами, как завещал Константин Сергеевич.

Было бы интересно, если бы в нашем районе провели фестиваль среди школьных театров. Дети любят конкурсы и соревнования.


Я слышал, что вам удалось по-особому отметить День театра (27 марта)?

– Праздник пришёлся на весенние каникулы, но мы не могли обойти его стороной. Нам удалось подготовить интересное разноплановое мероприятие. У входа всех входящих встречал Ярослав Мухин. Он угощал гостей «Театральной» карамелью из шляпы и наводящими вопросами подводил к названию праздника. Также прошёл небольшой соцопрос на театральную тему. Затем желающих пригласили в «Центр детских инициатив». Это специальный кабинет в школе, который открылся в этом учебном году. Там юные артисты рассказали о себе и школьном театре, а закончилось всё песнями под гитару. Было очень душевно.


Подводя итоги, как вы считаете, театральная деятельность мешает учёбе?

– Однозначно нет, наоборот, помогает. Актёры лучше стали воспринимать учебный материал, но главное, – другие педагоги увидели их с необычной и положительной стороны, а это способствует взаимодействию.

Конечно, школьный театр – это не только овации. Учёбу и другие кружки никто не отменял. Всё это сложно сочетать, но заставляет быть организованным и ответственным. Я думаю, театральное направление стало прекрасным дополнением к учебной деятельности, потому что ребята буквально «расцветают» на сцене. Многие педагоги и сверстники начинают смотреть на них другими глазами. На уроке довольно сложно раскрыться и показать себя. Театральная деятельность позволяет социализироваться и в жизни. В нашем театральном гимне, который мы ещё пока сочиняем, есть строчка: «Чтоб как личность утвердиться». Этот посыл реализуется на деле.

Ребята в труппе и так дружили, а теперь ещё больше сплотились. Этому способствуют и наши совместные чаепития после премьеры каждой постановки. Мои ученики развиваются гармонично, а это дорогого стоит.


Все фото смотрите в альбоме.




Константин Кашин

фото автора и из архива театра «Лира»



6.jpg

 
КОНТАКТЫ


ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:

ДОГАДИНА Татьяна Валентиновна

ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР:

КОВАЛЁВА Алла Фёдоровна

ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ:

(81365) 2-45-70

НАШ АДРЕС:

187780, Ленинградская область,
г. Подпорожье, ул. Исакова, д. 3

НАШ ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС:
svogni@mail.ru

ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ "ВКонтакте":
vk.com/svogni

YouTube-КАНАЛ:
youtube.com