Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Судоверфь «ПарМа»: производство ховеркрафтов для России и зарубежья

Судоверфь «ПарМа»: производство ховеркрафтов для России и зарубежья
02.11.2021

Подпорожская земля – удивительное место. Здесь тесно переплетаются, казалось бы, мало совместимые вещи: заповедный край с нетронутой природой и современная цивилизация с высокими технологиями. Большие города влекут молодёжь разнообразными перспективами, но и в Подпорожье есть возможности реализовать себя и добиться успеха. Одним из таких примеров может служить судоверфь «ПарМа», известной как «Ховеркрафт», которая производит целый модельный ряд катеров на воздушной подушке (СВП) вместимостью от трёх до сорока человек. «ПарМа» – это зарегистрированный год назад торговый знак, произошедший от сокращения двух слов «Парящие машины».

ИСТОРИЯ СУДОВЕРФИ

Предприятие находится в районе посёлка Ольховец на территории бывшей ремонтно-эксплуатационной базы флота, которая перестала существовать, а вот проект высокоскоростных амфибий выплыл благодаря московскому конструктору Валерию Проценко. Валерий Валентинович в начале 2000-х годов приехал в Подпорожье для реализации проекта по строительству судов на воздушной подушке, да так и остался в наших краях. В 2005 году в Никольском появилась компания «Ховеркрафт», которая реализовывала совместные проекты со Свирской судоверфью по производству СВП. Со временем удалось приобрести территорию для производства, расширить ассортимент продукции. Основными заказчиками «Ховеркрафта» являются отечественные речные перевозчики пассажиров, туристические базы, поисково-спасательные службы, добывающие и частные компании. Производственное объединение получило высокую оценку за качество своего товара от покупателей, но зарегистрировать торговый знак «Ховеркрафт» в России не удалось, поэтому появился новый бренд «Парящие машины» – «ПарМа», который и реализуется в настоящее время. По словам Валерия Валентиновича, он не жалеет о смене места жительства, а самое главное – удалось сохранить уникальную технологию производства. Валерий Валентинович провёл нас по производственным цехам, демонстрируя процесс изготовления современных амфибий, которые пользуются стабильным спросом как в России, так и за рубежом. Следует добавить, что судоверфь «ПарМа» – одна из немногих компаний, имеющая полный цикл производства судов на воздушной подушке.

УНИКАЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

– Мы изготавливаем всё необходимое для изготовления и спуска СВП на воду здесь, в Ольховце, включая композитные винты изменяемого шага (ВИШ) и подъёмные вентиляторы, клёпку-сварку алюминиевых корпусов, изготовление гибких ограждений, так называемых юбок, а также разнообразных деталей из угле- и стеклопластика, – рассказал заместитель директора Юрий Проценко. – Также осуществляем электромонтаж, включая изготовление собственного щитка приборов, все виды механической обработки, закалку. Недавно закупили индукционную печку, которая позволит прокаливать только поверхность детали. На самом деле неэффективно закаливать всю деталь целиком, прокаливание требуется только рабочей поверхности, – поделился одним из секретов производства Юрий Валерьевич.
В рамках принятой программы импортозамещения большая часть комплектующих отечественного производства. Дизельные двигатели используются от ГАЗели и КамАЗа. Это, пожалуй, единственная крупная вещь, которая поступает на предприятие со стороны, всё остальное делается на месте.
В год судоверфь способна изготовить 10-12 высокоскоростных амфибий разной грузоподъёмности.

ПРЕИМУЩЕСТВА ХОВЕРКРАФТОВ

Ховеркрафты востребованы в качестве грузопассажирских судов на просторах нашей родины, особенно в труднопроходимых местах, где навигация затруднена из-за мелководья или в зимнее время, когда реки сковывает лёд. Катера на воздушной подушке легко преодолевают большие расстояния по бездорожью и оказываются гораздо более выгодным транспортным средством, чем вертолёты. Судам на воздушной подушке не требуется специальной площадки для посадки, дизельное топливо гораздо дешевле авиационного керосина, что делает их более экономичными в эксплуатации и обслуживании в десятки раз. Для заядлых рыбаков и охотников судоверфь предлагает малогабаритные СВП.
Как известно, люди всегда селились по берегам рек и озёр, но значительная часть нашей страны находится в суровых климатических условиях. Навигационный период для обычных речных судов занимает около полугода, а амфибии готовы работать круглый год. Добавим, что катера на воздушной подушке способны разгоняться на воде до 70-80 километров в час. Скорость не снижается и на ледовой трассе. Это потребовало смелых конструкторских решений, чтобы суда были лёгкими и прочными одновременно. При этом СВП отвечают всем требованиям безопасности российского морского и речного регистров. Постепенно подпорожские амфибии осваивают не только речные, но и прибрежные морские просторы, что сделало наши катера востребованными в Индии и Китае. В компании даже придумали способ делать специальную мебель для своих катеров, чтобы она не гнила и не горела. Для этого мебель изготавливают из алюминия и покрывают специальным составом слоистого пластика. На вид шкафчики и кресла не отличить от обычных, цена такой мебели, правда, гораздо выше, но безопасность людей этого стоит.

НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Во всех цехах кипела работа, каждый рабочий чётко знал свои обязанности и был занят делом. Юрий Валерьевич комментировал всё увиденное редакционной группой.
– К уникальным технологиям нашего производства можно отнести композитные вентиляторы воздушной подушки, которые изготавливаются методом горячего прессования, и водонепроницаемые клёпаные корпуса. Конечно, рентабельней варить толстые листы, чем склепать тонкие, но в нашей работе, как и в авиации, определяющим является низкий вес конструкции, которая сможет безопасно принимать полезную нагрузку, – объяснил конструктор.
Как водится, на современном предприятии используются и 3D-технологии, есть станок с числовым программным управлением, но долбёжный, токарные и фрезерные станки также не простаивают. В цеху резиновых изделий шьют и клеят гибкое ограждение. Поразил нас и цех стеклопластика, где специалисты могут изготовить прочный и лёгкий профиль любой конфигурации и размера. Для изготовления профиля каждой серии разрабатывается специальная матрица. В целом, на судоверфи работает большая группа мастеров самого разного профиля. Часть – ветераны труда, ещё со Свирской судоверфи. Постепенно идёт обновление кадров. Уже сейчас на производство требуются квалифицированные электрики, нехватка которых не позволяет выйти на оптимальный объём работ. Найдётся работа и для операторов станков с ЧПУ.
Рабочие на предприятии трудятся из Никольского и Подпорожья. Всего на предприятии трудится около 50 человек. В связи с перекрытием автомобильного движения через технологический переезд Верхне-Свирской ГЭС возникли значительные транспортные проблемы. Открытия движения люди ждут с нетерпением, ещё больше надежд связывают со строительством нового автомобильного моста через Свирь.

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

Большое беспокойство руководства судоверфи вызывает распространение новой коронавирусной инфекции. Причём это сказывается как на заболеваемости рабочих предприятия, так и срыве поставок некоторых комплектующих, без которых бывает невозможно закончить работу по строительству судна. В частности, возник дефицит чипов для радиостанций и это общемировая тенденция. При идеальных условиях производственный цикл для изготовления СВП занимает четыре месяца. На предприятии могут одновременно вести работы сразу над несколькими проектами. После сборки проходят испытания судна, сначала на суше, а потом и на воде.
В кабинете генерального директора Валерий Проценко обратил внимание, что в России появилась государственная программа поддержки судов на подводных крыльях, однако катера на воздушной подушке по многим параметрам превосходят этот вид транспорта.
– Ховеркрафты дешевле в производстве, их можно использовать без ограничения по сезонам как зимой, так и летом. Высокая надёжность используемых в производстве материалов обеспечивает длительный срок службы катера.
Дополнительным преимуществом является возможность обходить невысокие препятствия и преодолевать мелководье, не снижая при этом скорости и не теряя маневренности.
Для многих регионов России СВП являются просто безальтернативным видом транспорта, но пока наше производство на государственном уровне не получило должной оценки и поддержки. Мы самостоятельно ищем заказы и находим покупателей. Наше предприятие готово расширять производство, потому что спрос на продукцию постоянно растёт. Однако есть проблема с производственными площадями. Вы видели, в сборочном цеху наша последняя разработка едва поместилась между стеной и воротами. Вокруг много неиспользуемых территорий, в частности, заброшенная котельная. Если бы эта территория была передана судоверфи, то у нас появилась бы возможность прямого выхода к воде, а главное – расширение производственной площади позволит создать новые рабочие места, выйти на новый виток развития. Мы готовы научить людей всему необходимому прямо на предприятии, но сейчас нам просто некуда ставить дополнительное оборудование. Правда, сразу оговоримся, на судоверфи нужны люди ответственные, готовые качественно работать и зарабатывать. Наше производство тесно связано с обеспечением безопасности перевозок, поэтому халатность в работе недопустима! – пояснил Валерий Валентинович.
Таким образом, одна из старейших отечественных компаний в сфере производства СВП продолжает жить и развиваться в Присвирье. Сотрудники судоверфи постоянно улучшают качество выпускаемой продукции за счёт инновационных комплектующих и материалов. Идёт непрерывная работа над созданием новых моделей ховеркрафтов и модернизацией ранее разработанных. Наиболее востребованным продуктом компании стала 23-х местная модель СВП, которых произведено уже почти 40 штук, а есть и множество других интересных проектов. В сборочном цеху и на площадке под открытым небом мы увидели только часть из обширного модельного ряда СВП, которые производят на «ПарМе».
Отметим, что помимо производства амфибий, предприятие осуществляет ремонт и техническое обслуживание своей продукции. На прощание Валерий Валентинович пообещал пригласить редакционную группу на ходовые испытания очередного судна. В ближайшее время мы расскажем нашим читателям, что испытывает пассажир ховеркрафта во время поездки.

Ольгерд Свирский
Фото Сергея Саврюка

6.jpg

 
КОНТАКТЫ


ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:

ДОГАДИНА Татьяна Валентиновна

ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР:

КОВАЛЁВА Алла Фёдоровна

ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ:

(81365) 2-45-70

НАШ АДРЕС:

187780, Ленинградская область,
г. Подпорожье, ул. Исакова, д. 3

НАШ ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС:
svogni@mail.ru

ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ "ВКонтакте":
vk.com/svogni

YouTube-КАНАЛ:
youtube.com