Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

СВЕТЛАНА МОИСЕЕВА: НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС – МОЯ ЖИЗНЬ

СВЕТЛАНА МОИСЕЕВА: НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС – МОЯ ЖИЗНЬ
31.03.2023
В Ленинградской области настольный теннис является одним из приоритетных видов спорта. Яркими звёздами на его небосклоне сияют имена теннисистов, воспитанников Подпорожской детско-юношеской спортивной школы Анастасии Колиш, Максима Гребнева, Валерии Сафиной, Станислава Давыдова и многих других. Есть среди них и чемпионы мирового уровня, которыми по праву гордится Подпорожский район. Их имена у всех на слуху, им честь, слава и почёт. И как-то за громкими победами этих одарённых ребят остаётся в тени имя их тренера Светланы Моисеевой – талантливейшего наставника, воспитавшего целую плеяду победителей и призёров, энтузиаста, благодаря неустанному труду, настойчивости и упорству которого настольный теннис в скромном небольшом городе Подпорожье вышел на высокопрофессиональный уровень. Как она добивается столь высоких результатов от своих подопечных, в чём секрет её успешной подготовки чемпионов – это мы пытались выяснить в нашей недавней беседе с тренером.

– Светлана Игоревна, вы сами когда впервые взяли в руки ракетку?

– Моё детство от рождения до 14 лет прошло в Фергане. По собственному желанию семилетней девочкой я пришла в теннисную секцию детской юношеской спортивной школы, где к тому времени тренировались уже все мои одноклассники. Ну, раз все там, то и мне надо. В конечном итоге постепенно все ушли, осталась я из своего класса одна. Мы играли на первенстве Узбекистана, СССР, участвовали во всесоюзных спартакиадах. Были у меня и призовые места, и звание кандидата в мастера спорта. Если честно, я уже давно об этом не думала, настолько привыкла и живу жизнью воспитанников, что уже не вспоминаю свои собственные достижения.

– А как стали тренером?

– Когда мы переехали из Ферганы в посёлок Никольский в Подпорожском районе, то после окончания средней школы я поступила в Ленинградский областной педагогический институт на факультет психологии. Работала сначала психологом в школе № 8, потом в Центре диагностики и консультирования до момента, пока мне не предложили стать тренером, хотя я не собиралась и не мечтала об этой профессии.

7T8wUiBqBNo.jpg

Человека, который занимался теннисом, всё равно тянет взять ракетку в руки. Увидишь теннисный стол – идёшь и играешь, увидишь, что где-то соревнования – идёшь и участвуешь. Когда я ещё была школьницей, Олег Аркадьевич Рыбаков в Никольском, проходя мимо, увидел меня играющей и предложил выступить за Подпорожский район. Мы поехали на областные соревнования, я заняла третье место. Ездил Виктор Егорович Лабзин, ещё несколько спортсменов. В общем, я играла на турнирах, время от времени занимала первые места в городе. Когда же закончила институт, Екатерина Осиповна Армеева, которая тогда руководила культурой и спортом в районе, предложила открыть секцию. Вот и открыли секцию настольного тенниса детско-юношеской спортивной школы. Сначала при третьей школе, потом мы были на базе первой школы, потом на Свирской, 19а. У нас занимались дети со всех школ. Теперь мы имеем специализированный зал. Тяжело и долго мы шли к этой цели, так нам хотелось свой стационар. Благодаря инициативе бывшего главы администрации Подпорожского района Петра Павловича Левина и руководителя ООО «Феникс» Михаила Александровича Акулова, мы получили помещение, где теперь проводим тренировки.

Я первоначально работала совместителем, продолжая работать психологом, читала лекции в Пушкинском университете (я кандидат психологических наук) и одновременно вела секцию, так как меня попросили. Когда пошли серьёзные результаты в лице Гребнева и Колиш, то мне надо было принимать решение: либо этих детей развивать дальше, поскольку мы уже стали выезжать на первенство России, на турниры сильнейших спортсменов России, либо окончательно уходить в психологию. Совмещать уже было невозможно.

Когда у меня появились спортсмены, которые уже чего-то достигли, появилась и возможность (благодаря меценатам нашего района) выезжать на международные сборы, где преподавали лучшие тренеры Европы. Они давали много теоретических и практических знаний. Я с удовольствием перенимала их опыт. Всегда полезно слушать людей, которые уже чего-то добились.

– Когда начали на любительском уровне выступать, тогда ещё не было настолько серьёзно поставлено развитие настольного тенниса в районе, как сейчас?

– Секции не было от слова совсем. По сути, профессиональный теннис зародился в 2005-2006 годах. Я, как стала тренером, сразу активно включилась в работу и сразу это обозначила. Я такой человек – либо не берусь совсем, либо, если берусь, то стремлюсь делать это хорошо.

Начинали мы с одного теннисного стола. Представляете, двадцать пять детей бегают одновременно по залу, у нас один стол, десять мячей и десять ракеток. Это то, с чего я начинала, что мне выдали в качестве инвентаря. Я изначально говорила о том, что если мы занимаемся, то занимаемся серьёзно, иначе не имеет смысла, следовательно, мы ищем варианты, чтобы приобрести шесть теннисных столов и так далее. Занимались три раза в неделю по два часа. Две группы у меня было. Потом постепенно расширялись, расширялись... Желающих было много. Тогда ещё гаджеты не были активно развиты, поэтому дети хотели играть в теннис и вообще заниматься спортом.

y_2135ca82.jpg

Сейчас в нашей секции настольного тенниса при детско-юношеской спортивной школе кроме меня на отделении настольного тенниса работает тренер по ОФП Александра Анатольевна Панченко – берёт детей из детских садов и первоклассников и даёт им базу именно общей физической подготовки. А у меня уже идёт техническая подготовка. Те, которые хотят не просто научиться поигрывать в настольный теннис, а хотят иметь какие-то достижения, приходят ко мне. У меня тренируется порядка 60 человек. Это, по сути, основная «обойма» ребят, с которыми мы движемся вперёд. Возраст – от пяти до двадцати лет. Бывает, приходят ребята постарше, 12–15 лет, им уже сложно догнать своих сверстников, которые занимаются с 5-6 лет. Они тоже занимаются настольным теннисом в группах Александры Анатольевны.

– В нашем регионе настольный теннис популярен, есть множество секций, клубов, соответственно, тренеров. Причём у многих и финансовые возможности, и обеспечение, и базы лучше. Как вам в удалённом от центра районе удаётся достичь столь высоких результатов? В чём фишка вашей тренерской работы? Можете поделиться секретом?

– Прежде всего, желание и много работы. Я много работаю, это правда. У нас регулярно сборы, очень много времени проводим в зале, очень много времени беседуем. Есть система пусть немногих, но каких-то обязательных мероприятий в году. Например, мы ходим в двухдневный поход с родителями, это человек 70–80! Собираемся и идём в лес. Организую пешие походы, велопоходы – разные варианты. Вместе проводим новогодние праздники: дети, родители, я. Нам нужен коллектив единомышленников. Родители видят и успехи, и труд своих детей. Мы вместе живём этой жизнью, которая называется настольный теннис. Другие тренеры в меньшей степени уделяют внимание этим аспектам. Есть вариант «формальный тренер», когда ты пришёл, отвёл свои два часа и ушёл. Я же большую часть свободного времени посвящаю детям. У меня сейчас придёт группа и параллельно начнут приходить дети для индивидуальных дополнительных тренировок. А ведь для этого надо, как минимум, созвониться с родителями. Конечно, не я одна такая. По моим наблюдениям, там, где тренер больше уделяет времени работе с родителями, детьми, каким-то беседам, каким-то мероприятиям, идёт и развитие другое. Думаю, что и знание психологии мне помогает. Базовое психологическое образование дало хороший толчок, чтобы работать с детьми, уметь настроить, объяснить, поставить высокие цели.

Da2cfZqvI-Y.jpg

Уверена, что в достижении серьёзных результатов существенную роль играет высокая мотивация родителей, ребёнка, тренера. Все три участвующие стороны должны быть готовы к выполнению большого объёма работы, сверхнагрузкам как психологического, так и физического плана. У нас результат достигается именно объёмом. Это не два часа в день, как в некоторых видах спорта. Это пять-шесть часов в зале, которые ребёнок должен проводить, чтобы претендовать на высокие места хотя бы на соревнованиях уровня первенства России, я уже не говорю об уровне Европы и так далее. Двухразовые тренировки в день и школа – это очень большая нагрузка для детей. Мало того, что настольный теннис один из самых сложных технических видов спорта (второй после гребли), он ещё и сверхсложен психологически. В момент розыгрыша ты должен принимать решение, в каком направлении какой мяч послать. Это огромное напряжение нервной системы длится несколько секунд. Далее короткая передышка, то есть выпадение из этого состояния напряжения, и надо вновь собраться на эти пять–десять секунд. И так происходит постоянно: бешеная скорость, бешеная нагрузка, перегрузки приблизительно как при взлёте в космос. На самом деле, это реально очень сложный вид спорта.

– Здесь больше физические качества или моральные имеют значение?

– Всё-таки, наверное, моральные. С каждым годом всё усложняется, даже инвентарь. В частности, у нас теперь нет целлулоидных мячей, постоянно усовершенствуются ракетки, мячи, накладки – отсюда и скорость возрастает. Поэтому в первую очередь – психология. Ты можешь быть физически и технически подготовлен и так далее, но ты можешь не выдерживать психологически накала матча. Юные спортсмены не справляются именно эмоционально, хотя и подготовлены. Но в то же время сказать, что физика здесь не при чём – неправильно. На первом месте психология, техника выполнения ударов. А далее идёт и физподготовка.

Лера2.jpg

При всём при этом волевой компонент имеет решающее значение, то есть девиз таков: бороться и не сдаваться. При любой сложности: то ли ты устал, то ли, может, кто-то к тебе несправедлив (например, судья, неправильно оценивший ситуацию на столе), то ли тебе просто обидно, когда что-то не получается, – надо через себя переступить и продолжать идти дальше. А это для современных детей самое сложное. Я не могу объяснить причину, но склонна думать о негативном воздействии гаджетов. Когда дети играют в игры, у них есть вторая, третья, четвёртая, пятая, шестая жизнь, а когда ты играешь матч, у тебя нет третьей, четвёртой, пятой попытки. Вот ты проиграл – ты это должен пережить. Выиграл очко – порадуйся. Справиться с напряжением получается не у каждого, этому я тоже стараюсь научить ребят. А спорт (и не только настольный теннис) – это, по сути, всегда преодоление и огромное терпение.

– Ваша основная задача – техника?

– Нет, обязанности тренера гораздо шире. Тренер это и педагог, и психолог, и документовед, и юрист, и ещё много чего. Учитывая вышесказанное, и то, что набор детей проходит ежегодно, хотелось бы, чтобы работал коллектив тренеров. У нас же в городе есть я и Александра Анатольевна. Мечтаю создать такой коллектив единомышленников, но пока привлечь в наш город специалистов по настольному теннису не удаётся. В силу разных причин: зарплата, удалённость нашего города от Санкт-Петербурга и другое.

– Каков подход к тренировкам? Вы, как тренер, жёсткий, силовой или воздействуете методом убеждения, ищете подход к каждому?

– Здесь, наверно, индивидуально, но в какой-то мере приходится себя заставлять быть достаточно строгой, хотя в душе я очень мягкий человек. Большой командой, большим коллективом, где каждый со своими характером, надо руководить твёрдой рукой. Приходится требовать. К тому же в спорте дисциплина обязательна. Отступление от каких-то правил не ведёт к улучшению результатов. Отбой – значит, отбой, перед отбоем сдать телефоны. Подъём во столько-то. Свою порцию в столовой надо съесть. Иначе ребёнок физически не будет готовым, не будет сил доиграть все свои матчи. Теннис не терпит приблизительности. Если надо играть вправо, то надо играть вправо. Сначала мотивируешь, а если спортсмен не слышит, приходится требовать.

Сафина Лера - Моисеева Светлана Подпорожье Лен.обл. 17.05.2014 год-_новый размер.JPG

Помню, первые лет пять своей тренерской работы каждый матч я практически умирала и возрождалась вновь. Сердце стучит, ощущение, что играешь сама. Ты переживаешь за каждое очко, которое выиграл или проиграл спортсмен. Сейчас я тоже переживаю, но отношение стало более профессиональным. Каждый матч не первый и не последний. Проиграли, обидно, досадно, но... пять минут, и у тебя следующий матч, вся концентрация уже на нём. Раньше я могла неделю вспоминать то очко, которое мы не выиграли или оно принесло нам, например, золото. Сейчас такого нет. Даже моменты триумфа, моменты неудач, которые тоже были – они уже стёрлись, забылись. Всё спокойно сейчас. Представьте себе врача, который охает и ахает при виде травмы. Поэтому он эмоционально не включается, иначе будет эмоциональное выгорание, да и вряд ли он сможет оказать квалифицированную помощь.

– Переживания тяжело даются детям? Проигрыш для них вообще катастрофа?

– Вот недавняя ситуация. Спортсменка ведёт со счётом 7:1. Не подаёт подачу – счёт становится 7:2. У неё начинается депрессия, хотя всё идёт хорошо. Я говорю: «У тебя всё хорошо, молодец, продолжай». Из-за эмоционального всплеска она не подаёт ещё одну подачу. Дальше она практически не борется, не играет. Фактически матч для неё закончился, хотя она имеет два сета в запасе и ещё запас очков. Не справилась с эмоциями, а это тоже волевой компонент, это то, что называется морально-волевыми качествами спортсмена. В данном случае они не сформированы и дают сбой. Можно натренировать спортсмена, но как только он попадает в стрессовую ситуацию (а соревнования – это всегда стрессовая ситуация), он может не справиться. Повторюсь, что настольный теннис – это прежде всего психология, и она важнее, чем физические данные и техника.

– Как будущие чемпионы находят дорогу в секцию настольного тенниса? Ребята сами к вам приходят или вы ведёте отбор?

– По-разному. Чаще приводят родители. У нас ранний вид спорта, в основном приветствуется привести ребёнка в пять-шесть лет, потому что в десять уже поздно: те, кто пришёл в пять, уже далеко впереди.

Очень редко, когда видишь способного ребёнка и предлагаешь. В основном приходят сами. И знаете, что странно? Мы всё же многого добились, имеем какие-то результаты, и, наверное, как-то должны звучать, быть на слуху, но родители зачастую приходят с фразой: «Мы первый раз слышим, что у нас в городе есть настольный теннис». Меня это, конечно, огорчает. Думаю, что ещё нужно сделать, чтобы слышали, знали и приводили своих детей? Так что приходится заниматься и рекламой: либо я что-то расклеиваю, либо ребята, либо прихожу в класс, на родительские собрания и рассказываю о нашем виде спорта.

– Как рассмотреть в маленьком ребёнке будущую звезду настольного тенниса? Вы сразу видите, что кто-то далеко пойдёт, а кто-то останется на любительском уровне?

– Думаю, что вижу, но стараюсь на первом этапе не придавать этому решающего значения. Бывает, что ребёнок не сверхспособен в настольном теннисе, но хочет заниматься. Я готова заниматься с любым. Если нет скорости реакции, координации, если тот сензитивный период (наиболее благоприятное время для созревания каких-либо качеств и способностей – прим. ред.), когда эти качества развиваются, вы прозевали, то позже будет гораздо сложнее. Однако такие дети приходят, их достаточно много, мы максимально развиваем их возможности. А станешь чемпионом области – слава Богу. Поскольку настольный теннис в нашем регионе приоритетный вид спорта, и им занимается большое количество детей, то выиграть первенство области, это тоже, поверьте мне, достижение. У кого-то потолок – Северо-Запад, у кого-то первенство России, а кто-то может стать чемпионом Европы или чемпионом мира.

Финал Первенства России 2001 и мл..JPG

Отвечая на ваш вопрос, как рассмотреть – скажу так: не только способности имеют значение, здесь играет роль множество факторов: нет финансирования, нет возможностей или вдруг пропала мотивация у ребёнка, или его родителям это не надо, или вдруг мне станет не надо. В таком случае результата не достигнешь. Всё должно сойтись, произойти одномоментно, и тогда получается чемпион. А если эти факторы не срослись, нет каких-то составляющих, какой бы способный ни был – не получится!

Я знаю много способных детей, которые вдруг не захотели заниматься. Вот не захотели, а были довольно-таки способные и пошли бы очень далеко. И ничего не сделаешь, если нет мотивации. Они потеряли огромный шанс. Я им сразу так и говорила. Но что интересно: эти дети через год-два это понимали. Я считаю, что здесь ответственность лежит на родителях. Ребёнок в шесть, семь, да и в двенадцать лет не может принять адекватное решение. У него нет ещё социального опыта, он не знает, что правильно, что неправильно, что есть момент, который надо где-то перетерпеть, где-то отпустить, где-то обсудить. И когда вдруг принимается решение: «А я не буду ходить» (причём обычно без особых объяснений), это неправильно. Считаю, что здесь родители должны вести какую-то определённую работу для того, чтобы всё пошло. Множество случаев, когда от меня уходили, а года через два-три возвращались. Но год-два в настольном теннисе, да и в любом виде спорта, смерти подобно. Уже наверстать, идти в ногу со сверстниками невозможно. Многие уходят, завоевав какие-то титулы и награды. Вот только идёт достижение и в этот момент: «А не буду я больше заниматься». То ли страх перед будущими трудностями, то ли звёздная болезнь: вершины достиг и больше мне не надо. Не знаю, как это объяснить, но возврат к настольному теннису происходит у всех. Первые мои выпускники последние года три стали часто приезжать и приходить в спортзал. Очень приятно. Мало того, что поздравляют, приезжают тренироваться. Им сейчас уже по 25 лет. И они встают с малышами и тренируются. Потому что чем бы ты там ни занимался: будь ты программистом, строителем, врачом – теннис это навсегда.

– С какого момента, или, если так можно сказать, с кого пошли первые весомые результаты?

– Смотря что считать за результаты. Я считаю, что попадание на финал первенства России – это всегда результат. Когда ты в огромной стране попадаешь в число 64-х сильнейших спортсменов, которых официально вызывают на турниры, – это уже результат. У меня ребята из первого набора, такие как Александр Данилец, Алена Шишканова, Иван Филатов, Никита Тимонин уже попадали на финалы первенства России.

А потом уже и ребята из следующего, второго набора стали не только попадать на финалы первенства России, но и становились призёрами, чемпионами России, а со временем и чемпионами Европы. Это Настя Колиш и Максим Гребнев.

– Назовите имена всех ваших звёзд, которых знают не только в Подпорожском районе?

– Прежде всего Максим Гребнев и Анастасия Колиш. И Настя, и Максим – мастера спорта России. Максим – мастер спорта международного класса. Ребята неоднократные чемпионы России, чемпионы и призёры Европы. Есть Валерия Сафина – кандидат в мастера спорта России, призёр первенства Европы, кандидат в сборную России. Замечу, Валерия и по сей день тренируется и выступает за родной Подпорожский район. Кроме того, когда есть возможность, она помогает мне с младшими спортсменами. Сергей Брусков также кандидат в мастера спорта, также по сей день представляет наш город и район. Неоднократный призёр первенств России, становился чемпионом Северо-Западного федерального округа, выигрывал «ТОП-12» (турнир сильнейших спортсменов России).

Из современных спортсменов, представляющих наш район и Ленинградскую область, назову Софию Михееву, Александру Косенко, Ксению Гаврилову, Анастасию Проскурякову, Константина Коссу, Станислава Игнашева, Арину Иванову, Валерию Акулову, Егора Фирсова, Павла Филичева, Ярослава Иевкова, Акима Бурбу, Дарью Сурову, Екатерину Верещагину, Артёма Хоменкова, Матвея Гребнева, Кирилла Кольцова, Екатерину Мишагичеву. Все они члены сборной Ленинградской области, призёры и победители первенства Ленинградской области, призёры и победители первенства Северо-Западного федерального округа этого сезона. Многие отобраны и поедут на финалы первенств России в своих возрастных категориях.

– Сталкивались со звёздной болезнью своих воспитанников?

– Да. Может быть, это проблема нашего маленького городка, дефицит внимания, что ли. Когда вдруг ребёнок становится чемпионом или призёром области, это воспринимается им как нечто сверхъестественное. Начинается пиар через соцсети, постоянное задаривание подарками. И тут «загорается звезда». Человек считает, что дело сделано, можно больше не напрягаться, оно само всё пойдёт. Это большая ошибка. В таком случае я говорю: «Сними звезду и заходи в зал». Со звездой никак не получится, здесь надо трудиться, трудиться и трудиться. Условно говоря: если ты чемпион мира, ты приходишь, ты продолжаешь работать, а может быть, у тебя ещё и больше есть сил развиваться вверх. Это не твой предел, работаем дальше.

Звёздная болезнь есть не только у детей, но и у родителей. И это болезненная тема. По каким-то причинам вдруг родителям в голову приходит, что надо поискать что-то другое, что везде, кроме Подпорожья, лучше. На каком основании – непонятно. Если вашего ребёнка довели до такого высокого уровня, и он продолжает развиваться, не стал деградировать в спортивном плане – значит, всё хорошо, не так ли?

Не исключён поиск родителями лучшего финансирования, хотя спортсмены, которые попадают, например, в сборную России (у нас таких спортсменов достаточное количество), финансируются, есть дополнительные стипендии. К тому же, учитывая, сколько город вкладывает в этих детей... Большей частью это вложения не родителей, это вложения государственные, бюджетные. Но ищут что-то ещё, невзирая на то, что район со своей стороны готов давать дополнительную стипендию, чтобы спортсмен оставался здесь и выступал за родной город. Поэтому этот момент очень болезненный.

А мы можем конкурировать с серьёзными клубами по подготовке чемпионов. Например, в Сиверском есть Центр спортивной подготовки по настольному теннису. Раньше это была школа олимпийского резерва, но потом переименовали. По большому счёту мы с ними конкурируем, считаю, практически на равных. В каких-то возрастах у нас явно есть пробелы, но в каких-то мы выше. На сегодняшний момент по юниорам мы с ними неконкурентноспособны в силу того, что у меня нет юниорского возраста (от 17 до 19 лет). Есть ребята старше и младше. В среднем возрасте (юноши и девушки до 16 лет), мы конкурируем. А вот по мини-кадетам (возраст до 13 лет) мы обыграли всех: 17 медалей у нас и четыре у Сиверского. Мы здесь превосходим. Так что в каких-то возрастах они сильнее, в каких-то мы. Согласитесь, конкуренция со специализированным региональным центром уже говорит о высоком уровне нашей подготовки.

– Большая нагрузка, большой круг обязанностей, большая ответственность за каждого ребёнка, можно сказать, всю себя отдавать тренерской работе так, что на остальное не остаётся времени. Не возникало желания бросить всё и вернуться, допустим, в не менее любимую психологию?

– Так сложилась жизнь, чего уж теперь жалеть. Это мой выбор. Вот сейчас было пять соревнований подряд. Я приезжала домой на день-два. А в каких-то соревнованиях приезжаю поздно вечером, рано утром выезжаю дальше, приняв другую группу детей. Когда есть время свободное, которого очень мало, иногда думаешь: хотелось бы несколько по-другому, совмещать и личную жизнь, и теннис, но получилось как получилось.

Главный мой вдохновитель, почему я до сих пор здесь, почему я работаю с энтузиазмом и хочу работать – это Михаил Александрович Акулов, о котором я уже упоминала. Он меня всегда поддерживает, поддерживает секцию. В том числе и материально, оплачивая сборы, на которые мы выезжаем. Все поездки Колиш, Гребнева и мои на первенство Европы состоялись только благодаря ему. Тогда наша ДЮСШ не оплачивала такие поездки. То есть мы попадаем на первенство Европы, а у нас деньги не выделяются. Сопровождать, секундировать спортсменов должен тренер, который знает, что там происходит на столе и как это можно исправить, изменить и направить в нужное русло. И мне на этом этапе говорили: «Это ваши проблемы». И Михаил Александрович выделял деньги, мы ехали, играли и достигали высоких результатов. Именно он всегда был тем, кто скажет: «Всё будет хорошо». Михаил Александрович сам любитель настольного тенниса, играет очень хорошо. Когда я ещё в школе училась, мы с ним встречались на площадках и играли друг с другом.

Так что порой, когда приходилось стучаться в закрытые двери, при отсутствии моральной и материальной поддержки и возникновения ощущения какой-то бесперспективности, у меня опускались руки.

– Есть какие-то положительные моменты в такой самозабвенной отдаче теннису, например, возможность увидеть разные города, путешествовать? Или только зал, где выступаете, видите?

– У нас есть возможность посещать какие-то места, экскурсии в поездках. Но, повторяю, времени очень мало. Обычно мы приходим в зал не позднее девяти утра и заканчиваем турнирный день около девяти вечера. В первой половине дня, например, играют мальчики, во второй – девочки. А у меня и те, и другие. Соответственно, я утром зашла и вечером вышла. Хорошо, когда есть кто-то из родителей, кто может помочь отвести детей хотя бы в гостиницу, погулять по городу. В любом случае до выезда всё равно где-то бываем.

– Вы много говорили о значении мотивации у детей, родителей. А у вас какая мотивация?

– Видимо, я сама не доиграла в настольный теннис и мне хочется воплотить все мои мечты в моих воспитанниках. Мне интересно то, чем я занимаюсь. Мне нравится, когда мои дети – чемпионы. К этому я стремлюсь, стремлюсь, чтобы у них всё получилось. Хотя родителям всегда говорю, что первоначальная наша с вами цель не вырастить олимпийского чемпиона, первоначальная цель – вырастить нормального, настоящего гражданина России, то есть он должен быть просто правильным человеком, а всё остальное, даст Бог, получится. Если мы справимся с основной задачей, значит, мы делаем то, что нужно. Секция – она воспитывает, она помогает ребёнку определиться во взрослой жизни, даже если ты не станешь олимпийским чемпионом.

Беседу вела Вера КЕМПИ
Фото из архива
Светланы МОИСЕЕВОЙ

6.jpg

 
КОНТАКТЫ


ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:

ДОГАДИНА Татьяна Валентиновна

ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР:

КОВАЛЁВА Алла Фёдоровна

ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ:

(81365) 2-45-70

НАШ АДРЕС:

187780, Ленинградская область,
г. Подпорожье, ул. Исакова, д. 3

НАШ ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС:
svogni@mail.ru

ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ "ВКонтакте":
vk.com/svogni

YouTube-КАНАЛ:
youtube.com