Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Яндеба – река жизни: хроника и жители поселения

Яндеба – река жизни: хроника и жители поселения
04.11.2021

Надеемся, что данный текст позволит приподнять завес исторической тайны над поселениями, расположенными по берегам реки Яндебы. Публикация рассчитана на несколько номеров. По возможности сохранены авторский текст и орфография.

ИСТОРИЯ ПОСЕЛЕНИЙ НА РЕКЕ ЯНДЕБЕ

Территория, прилежащая к реке Яндебе, с древних времён была освоена человеком. Это подтверждает обнаруженная учёными стоянка первобытных людей, которая называлась Подъяндебский Порог. Стоянка относится к эпохе неолита, охватывающая в нашем регионе период с V по III тысячелетия до нашей эры. На месте стоянки были найдены кремневые орудия, керамика, янтарные украшения. Находка изделий из янтаря указывают на связь появившихся здесь людей с Восточной Прибалтикой.
Следующие следы пребывания в этих местах человека можно отнести к началу прошлого тысячелетия. На это указывают клады из арабских (куфических) и западноевропейских монет, найденных в районе бывшей деревни Озерки, на левом берегу Яндебы. Эта деревня входила в состав Яндебских поселений. Монеты датируются 1015-1040 годами.
Одними из первых освоили эти территории саамские племена, в дальнейшем на этих землях появилось летописное племя весь, давшие начало формированию новых этнических групп: карелов и вепсов. Это древнее население оставило после себя много названий природных объектов, которые сохранились до наших дней. Как следует из писцовых книг XVI-XVII веков, река Яндеба ранее называлась Яндема. Профессор Петрозаводского государственного университета Ирма Муллонен, комментируя значения этих названий, говорит:
«Древнее довепсское (условно саамское) *äne – «большой» – «д» носит вставочный характер, «-ба» восходит к более раннему «-ма» (свойственный названиям рек саамский формант или суффикс). Скорее всего, первоначально «большим» характеризовалось озеро, из которого река Яндеба вытекает. Это озеро Вонозеро, по-вепсски Enäjärv, в котором enä – забытое вепсское прилагательное со значением «большой». Можно думать, что вепсское название является переводом древнего саамского, типа *Änjaur, Ändärv – «большое озеро». Оно действительно большое на фоне окружающих незначительных по размерам».
Мецоболото «Вепсское мецо – mecoi – «глухарь» (mec – «лес», но здесь всё же птица)». Озеро Ромбак – «географический термин «rombakko» в карельских говорах «неровная, изобилующая камнями, сваленными деревьями, пнями лесная местность».
Лепручей в вепсском языке имеет значение «Осиновый». Палежма – из древнесаамского, значит «боковой, расположенный сбоку».
Сельгома – ландшафтный термин *selgäm – «возвышенная местность, череда гор». Соответствующий термин в виде selkämä известен в финском языке.
Речка Орбуя восходит к вепсскому Оргоя (org – «низина, овраг», oja – «ручей»). Здесь произошла закономерная замена «г ~ б».
В IX веке, с образованием древнерусского государства, проживавшие на этой территории племена, в том числе и веси, попадают под его влияние. Дальнейшее их этническое развитие совершалось уже в рамках русской государственности и в условиях непосредственного контакта со славянами. В XII веке, с распадом централизованного древнерусского государства, образовалось несколько княжеств, и эти земли, в составе Обонежского ряда, были подчинены Новгородской республике. Со временем на этих землях стало селиться всё больше переселенцев из Новгорода и Пскова, а сами земли перешли в собственность к новгородским боярам, монастырям и церкви. В XV веке эти земли были присоединены к Московскому княжеству. С этого времени часть земель в Пиркинском погосте перешли в собственность «царя и великого князя», остальная осталась в собственности церкви (владычная), монастырей и своеземцев.

СОФИЙСКИЕ, ДЕТИ БОЯРСКИЕ

К управлению церковными землями привлекались бояре, они служили при новгородских митрополитах и назывались «софийские, дети боярские». За эту службу в качестве оплаты получали земельные наделы с крестьянскими деревнями. Земля передавалась помещикам на основании послушной грамоты новгородских митрополитов. Приведём текст из одной такой грамоты:
«И вы бы все крестьяне тех деревень, и кто на тех пустошах впередь учнет жити крестьян, помещика своего чтили и слушали его во всем, и пашню на него пахали, и оброк его помещичь хлебный и денежной и всякий мелкий доход платили ему по старине, а он Вас ведает и суд во всем по сей нашей».

В писцовых книгах за 1563 год, есть упоминание о помещиках Губиных и Асмановых:
«Дер. на той же речке двор архиепискупли помещики Булгак да Ших Губины. Деревня на той же речке словет Соркино, а в ней живет архиепискупль помещик Василий Асманов».

(Василий Асманов, сын боярский новгородского владыки, 1564 г. Асман – собственное имя Осман, Усман (татар.) В грамотах новгородского митрополита за 1572-1596 гг. упоминаются следующие имена помещиков:
«Олексей Федоров сын Жоглов. Первый Иванова сына Козодавлева, Константин Волынский. Суббота Захарьев сын Саблина, Иван и Степан Спячие, Суторма Коротнев, Семён Лутохин, Гневаш Лутохин.Тимофей Гневашев сын Лутохин».

1629 год:
«Деревня Григорьевская, Сорокино сельцо то ж на речке на Яндобе у часовни, а в ней помещик Афонасий Неелов».

ЯНДЕБСКИЙ ПРИХОД И СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ

Приходская церковь находилась на левом берегу реки Яндебы.
Она входила в состав Обонежской пятины – Обонежской половины Пиркинского Христорождественского погоста. В настоящее время это место находится за железной дорогой, на него указывает старое кладбище.
В писцовых книгах об этом сказано следующее:

1563 год:
«Дер на той же речке на ручью, а у той деревни за полем поставлена церковь Николая Чудотворца, поставлена на архиепискупли земле, а у церкви двор поп Гаврилко, двор дьяк Иванко. Двор проскурница Оксиньица».

1583 год:
«Да на Яндобе ж церковь Никола Чюдотворец, стоит на владычне ж земле, а на погосте: двор поп Андрей Гаврилов, двор пономарь Фомка Якимов, двор проскурница Олена. Пашни нет».

1616 – 1617 года
«На Яндебе ж церковь Николы Чудотворца (службы нет, попа и причт замучили казаки в 1613-/14 гг.)»

1620 год
«На Яндобе ж погост, церковь Николы Чудотворца. На той же реке на ручью погост, встала церковь св. Николая».

1629 год
«Да на Яндоме ж церковь Николы Чудотворца древяна, клецки, с трапезою, стоит на митрополичьей земле. Да на церковной земле поп Фадей Константинов, да два места дворовых: дьячка да пономаря».

Писцовые книги за этот год дают описание внутреннего убранства Никольской церкви, которая к этому времени была восстановлена от прежнего разрушения.

Известно, что Никольская церковь перестраивалась в 1746 году, а в 1866 году она была разобрана и перенесена на новое место, где стояла до самого своего конца. Перестраивалась в последний раз в XIX веке.
В 1839 году в семье пономаря Ивана Дикаревского 22 ноября родился сын Георгий.
В 1848 году была построена Ильинская церковь, которая перестраивалась в последний раз в XIX веке.
В 1873 году Яндебский погост (Яндеба) состоял из двух дворов, где жили три мужчины и четыре женщины. Церквей было две: Ильинская и Никольская.
В Никольской церкви в конце XIX века служил священником Степан Алексеевич Назаретов. Псаломщиком был Пётр Иванович Дикаревский с женой Александрой Яковлевной. Пономарём являлся Василий Иванович Волков с женой Ириной Богдановой.
В 1900 году здесь появились священники Александр Игнатьевич Вещезеров и Анатолий Игнатьевич Казанский. Отец Анатолий, являясь окружным миссионером Олонецкой епархии, в своей статье от 1904 года о Яндебском приходе, написал:
«Распространены суеверия, верят в колдунов, в отпуски. В церковь ходят плохо, особенно женщины и молодежь. Не по-христиански проводят праздники: пьют и гуляют».
Последним из известных священников стал Виктор Петрович Громов 1876 года рождения, о котором упоминается в 1925 году.

ШКОЛА

В 1868 году в Яндебском сельском училище ведомства мировых учреждений обучалось 25 мальчиков. Из них: 21 сельского сословия, один – дворянского/чиновничьего и трое городского.
При церкви существовала Яндебская церковно-приходская школа, где заведующий и законоучитель – А. И. Казанский, учительница – Анастасия Константиновна Молчанова.
В 1905 году Яндебский погост включал в себя три двора, где проживали две семьи – всего трое мужчин и шесть женщин, функционировала школа.

СТАРООБРЯДЦЫ

В Олонецкой губернии на втором месте по численности староверов был Лодейнопольский уезд – 9,6%, сюда же входили и староверы из деревни Яндебы. Так, например, в конце 18 начале 19 века в дер. Бордовской Яндебского прихода проживали экономические крестьяне-старообрядцы. Журавков Василий Ерофеевич 1875 г. р., Кондратьев Герасим, Лебедев Иван Ефимович, 1870 г. р., Лебедева Екатерина Матвеевна, Лебедева Евдокия Богдановна, Огурцов Николай Богданович 1864 г. р., Огурцов Петр Николаевич 1897 г. р., Проскуряков Дмитрий Ильич и его жена Ефимья Федорова, Проскуряков Кондратий Дмитриевич 1891 г. р., Пудрин Дмитрий Захарович 1876 г. р., Сукин Иван Савельевич, Сукин Герасим Савельевич, Пётр Сукин, Сукина Евдокия Богдановна, Сукина Марфа Ивановна, Стрилов Ефим Петрович, его жена Хеврония Петрова, Трошков Иван Васильевич, его жена Анастасия Ивановна Трошкова, Трошков Федор Иванович 1869 г. р., настоятель старообрядческой общины Трошков Андрей Федорович 1895 г. р., Трошков Осип Андреевич 1903 г. р., Фалов Андрей Дмитриевич 1861 г. р.

РАБОТА

Важную роль в жизни местных жителей играл Архангельский почтовый тракт, который проходил через это поселение. Вот как описывался этот тракт в 1853 году:
«Пройдя мимо небольшого озера Тичкозера (рядом была д. Озерки), встречает мост в 25 шагов и далее через ручей Толма мост в 50 шагов, на 18 версте д. Демидовская или Захаровская. За нею перейдя лощину, дорога встречает мост в 40 шагов, далее она следует пашнями, пересеченными лесом, переходит болото по бревенчатой настилке в 60 шагов, входит в деревню Окакиевскую гору и, отлого спускаясь, входит в дер. Бардовскую, где переходит реку Яндебу по мосту 100 шагов длиной. И здесь почтовая станция от предыдущей 18 верст».

В Яндебе была ямская почтовая станция, что давало местным жителям возможность дополнительного заработка. С начала XIX века здесь стали работать частные предприятия: спиртопорошковое, стружечное и лесозаготовительное. На берегу реки неподалеку от деревни Бардовской было предприятие по заготовке дёгтя. В 1915 году была построена железная дорога от Волховстроя-1 (станция Званка) до Петрозаводска. В Янеге была построена железнодорожная станция. Все эти производства давали постоянный приработок местным жителям.

КОЛХОЗЫ

Краевед Лидия Шадрова написала следующее:
«В первые годы советской власти в Яндебе организовали коммуну, которую назвали «Равенство». Коммунары сдали свой скот, сельхозинвентарь и стали трудиться сообща на полях и скотном дворе. Однако организацию коммуны крестьяне восприняли неоднозначно. Вступали в неё в основном бедняки. Вскоре в коммуне начались разногласия, и она прекратила своё существование. Вся недвижимость, земля, скот перешли в собственность колхоза, которому присвоили имя Ворошилова. Первым председателем избрали Ивана Кондрашова. Через несколько лет он был осуждён, получил десять лет заключения. Причина неизвестна».
Постепенно бедняки и середняки вступали в колхоз. Другого выхода не было. Первые годы давались с трудом, но со временем появилась новая техника, первый трактор. Зерно вручную сушили и молотили в выстроенных ригах. Сеяли на полях рожь, овёс, ячмень, горох. Выращивали много картофеля. Построили большой скотный двор на сто голов крупного рогатого скота. Увеличился трудодень. Появились сельский совет, красный уголок, почта, начальная школа, детский сад, амбулатория».

ПЕРИОД ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ

Период раскулачивания и дальнейших политических репрессий не обошёл стороной и поселение Яндеба. К настоящему времени удалось установить имена местных жителей, которые были расстреляны, отправлены в тюрьмы и лагеря, их семьи высланы в Сибирь на поселение. Их имущество и дома были конфискованы и национализированы. Некоторые семьи, чтобы не попасть в списки кулаков и избежать репрессий, сами распродавали лошадей и коров, оставляя себе минимум, а мужчины уходили из деревни на заработки. Среди фамилий, попавших под репрессии были потомки дворян, староверы, главы крепких крестьянских хозяйств, местные предприниматели, участники Первой мировой войны. В основном это были семьи, которые своим упорным трудом достигли определённого благосостояния, об этом говорят оставшиеся после них дома. В основном это были большие, двухэтажные, пятистенные крепкие дома, некоторые из них сохранились до наших дней. Удалось выяснить, что многие из этих людей согласно закону РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий» были оправданы. Работа по выявлению фамилий незаконно репрессированных жителей продолжается, очень важно вернуть добрую память их именам. Приведём некоторые примеры. В1929 году раскулачили семью Теруковых. Хозяин семьи Теруков Василий Иванович 1876 г. р. содержал ямскую станцию. В хозяйстве у него было пять лошадей, на которых он развозил по ближним и дальним сёлам пассажиров, встречал и провожал деревенских гостей. В семье было пятеро детей. Жили безбедно. В колхоз хозяин вступать наотрез отказался, так как считал, что семью в восемь человек лучше обеспечит извозом, нежели работой в колхозе. Но представители районной власти изъяли у него лошадей, а семью сослали в Сибирь. На примере сохранившихся архивных материалов того периода о крестьянине из деревни Бардовской Лебедеве Михаиле Матвеевиче, можно увидеть, как относилась новая власть к таким, как он, жителям.
«Это матёрый кулак, который имел двух батраков постоянных и в страдную пору нанимал ещё временных. Чужой труд он эксплуатировал с 1917 года по тридцатый год. Во время коллективизации сельского хозяйства Лебедев был подвергнут раскулачиванию, оказал сопротивление, всячески оскорблял советскую власть. Был три раза осуждён на принудительные работы».
В 1937г был расстрелян за то, что принадлежал к дворянскому сословию. Вместе с ним были расстреляны и его сыновья Быков Иван Александрович 1908 г. р. и Васильев (Быков) Александр Александрович 1900 г. р. Точно так же поступили с жителями деревни Нееловыми.

(Продолжение следует)

6.jpg

 
КОНТАКТЫ


ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:

ДОГАДИНА Татьяна Валентиновна

ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР:

КОВАЛЁВА Алла Фёдоровна

ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ:

(81365) 2-45-70

НАШ АДРЕС:

187780, Ленинградская область,
г. Подпорожье, ул. Исакова, д. 3

НАШ ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС:
svogni@mail.ru

ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ "ВКонтакте":
vk.com/svogni

YouTube-КАНАЛ:
youtube.com