Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Свирское правобережье – здесь жили чухари

Свирское правобережье – здесь жили чухари
22.01.2022

Предлагаем вниманию читателей газеты новую краеведческую работу Михаила Курилова, посвящённую происхождению вепсского народа. Надеемся, что публикация заинтересует не только знатоков-краеведов, но и всех, кто интересуется историей родного края и своей малой родины. Автор, проживающий в селе Винницы, старается активно взаимодействовать через социальные сети со своими читателями. В ходе этого общения Михаил Александрович получает ценную дополнительную информацию от местного населения, особенно старожилов.

К началу XIX века российские учёные мало что знали о предках современных вепсов. В тот период времени для всех представителей племён и народностей, как правило, прибалтийско-финской группы, издревле проживавших на территории государства, применялось официальное собирательное название «чудь». Первое известное нам письменное упоминание о чуди появилось в «Повести временных лет», которое относят к 859 году. В следующий раз летописи упоминают о легендарном народе в 1251 году, когда белозерский князь Глеб Васильевич встретил на озере Кубенском на острове Каменном группу монахов, которые жаловались ему на обиды со стороны чуди (веси). Спустя век, в 1350 году, монах Лазарь, основатель Муромского монастыря на юго-восточном берегу Онежского озера, горько жаловался на обиды, лопян и чудь (веси). В Олонецкой губернии этноним «чудь» считался официальным названием для коренного местного населения, предков вепсов, до конца 1920 годов. Так, например, в Лодейнопольском уезде он использовался ещё в 1929 году.

Кроме официального наименования «чудь», было и другое местное название – «чухари», восходящее к слову «чудь». Название «чухари» очень старое, первое письменное свидетельство о нём встретилось в писцовых книгах 1563 года и использовалось жителями несколько столетий. Так, этнограф Зинаида Малиновская, которая была с экспедицией в 1926-1927 годах в нашем крае, отмечала:

«Вепсы, живущие в Лодейнопольском уезде, сами себя называют чухарями. Чухарями же называет вепсов и всё соседнее русское население. То, что чухари известны как вепсы, никто из чухарей не знает. Только единственное указание, связанное со словом «вепсы», удалось получить от крестьянина деревни Ларионовской (Озера) при реке Ояти, старика 65 лет Ф. А. Матвеева. Он вспоминает, что его бабушка спрашивала приезжих: «А как говорят-то там, по-русски и по-вепсски?»

Название «вепсы» появилось лишь в XX веке. Впервые официально его начали использовать в переписи населения 1926 года. Оно было усвоено населением только в связи с национально-языковым строительством 1930 годов и преподаванием на родном языке в начальной школе в вепсских районах; вновь оно актуализируется с середины 1980 годов уже в связи с современной национально-культурной деятельностью государственных и общественных организаций. Вероятно, одним из первых учёных, обративших внимание на значимость чуди в роли становления государства Российского, был Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). В одной из своих работ он отметил следующее:

«Сих народов (то есть славян и чуди), положивших по разной мере участие своё в составлении россиян, должно приобрести обстоятельное по возможности знание, дабы увéдать оных древность и сколь много их дела до наших предков и до нас касаются».

Совету Ломоносова изучать историю чуди, вероятно, никто из учёных в то время не последовал, возможно, это не приветствовалось и государством. После присоединения Финляндии к России в 1809 году, финские учёные получили возможность изучать финно-угорские народы России, и результаты не заставили себя ждать. В 1824 году финский учёный Иоанн Андреас Шёгрен, посетив Олонецкую губернию, заявил следующее:

«...я открыл особое племя, доселе вовсе неизвестное учёным и тем более заслуживающее внимания, что оно и поныне у соседственных россиян именуется чудью. Сия чудь говорит особым наречием…»

Шёгрен выявил четыре компактные группы расселения выявленного им этноса (около Белоозера, Тихвина, Лодейного Поля и Вытегры), и в статье, опубликованной в 1828 году в газете «Аbо Тidningаr», определил их численность между 10 и 16 тысячами. В одной из своих научных статей 1833 года, посвящённой этой теме, он разделяет общее понятие «чудь» по тем временам, на «nördliche Tschuden», то есть «северные чуды» (предки вепсов) и «südliche Tschuden» – «южные чуды» (водь и др.).

В 1842 году другой финский учёный Элиас Лённрот побывал в Лодейнопольском уезде в деревне Каргеничи, где изучал чудской язык, на котором говорило местное население. Впервые официально вопрос о численности нерусских народов России поставил и пытался решить российский академик Пётр Кёппен. В марте 1840 года он прислал от имени Академии наук отношение к олонецкому губернатору с предложением выслать в Академию наук сведения «касательно числа инородцев, то есть всех вообще нерусских жителей Олонецкой губернии». Через полгода, в конце декабря, Академия наук получила ответ, что «в Олонецкой губернии инородческих селений и инородцев не имеется». Позже перепись всё же была проведена. Особо отличились во время этой переписи чиновники Лодейнопольского уезда. В отчёте земского суда от 3 октября 1846 года на имя губернатора Олонецкой губернии докладывалось, что «в Лодейнопольском уезде олончан же, карел, чуди и чухонцев не состоит».

В 1846 году прошла первая достоверно известная перепись финно-угорского населения Олонецкой губернии. По её данным, чуди (чухарей) насчитывалось в Новгородской губернии – 7 067 и в Олонецкой губернии – 8 550 душ обоего пола, а всего – 15 617 душ. По данным первой Всероссийской переписи населения (1897 года) чуди насчитывалось 25,6 тысячи человек. Историческая информация, полученная в результате этого краеведческого исследования, перенесёт нас на 500 лет в прошлое и укажет на места прежнего проживания самых древних представителей населения нашего края – вепсов. Согласно научной информации, территории между Ладожским, Онежским и Белым озёрами и, в частности, южное и северное Присвирье, бассейн реки Ояти, на рубеже I и II тысячелетий н. э. были заселены древневепсским населением. Освоение славянами в X-XI веках этих территорий шло по реке Свири и разделило единый вепсский ареал на север и юг. В то же время с севера территория правобережного Присвирья осваивалась карелами, и в пограничных территориях стала происходить карелизация вепсского населения, которое здесь проживало. В результате межэтнического контакта карелов с вепсами сформировались новые этносы – ливвики и людики. Именно такой пограничной территорией оказался бывший Воскресенский погост в Важинах (Важинское городское поселение Подпорожского района). В 1873 году по берегам реки Важинки оставалось ещё много поселений, в которых проживали чудь и карелы. На этой территории, первоначально освоенной предками вепсов, к XVI веку, кроме поселений самих вепсов, были деревни русских и карел-людиков. Именно скопление разных народов на одной территории и позволило сделать это краеведческое открытие. Обычно в писцовых книгах не отмечали, кем был крестьянин по национальности. Так, например, было при моей работе с документами по Винницкому и Пиркинскому погостам, где в редких случаях встречалось упоминание о карелах: «Корелянин», «Кареленик» или «Корельский выходец». В этом же погосте переписчику пришлось указать, что крестьянин был чухарем. Подобные прозвища, скорее всего, употреблялись в пограничных или многонациональных зонах (в иных местах в таких прозвищах не было бы смысла – зачем называть человека чухарем, если все его соседи тоже чухари?). Именно эта редкая запись и привлекла моё внимание.

1563 год
«Деревня на Важене речке двор Гридка Микитин Чюхкарев, двор Кирилко Никитин Чюхкарев».

1583 год
«Деревня Гришинская Чюхаря на Паше (Важе) на берегу у часовни, а в ней: двор Нечайко Гришин. Пашни две чети с осминою в поле, а в дву по тому ж, сена дватцать копен. Четь обжи».

1616-1617 годы
«У часовни Гришинская Чюхаря на берегу на Важене».
Эти записи рассказывают нам о том, что на берегу реки Важинки уже в 1563 году в Согинской волостке среди других поселений была деревня, состоящая из четырёх дворов, хозяевами которых были не простые крестьяне, а собственники земли – «земцы» или «своеземцы». Судя по количеству обрабатываемой земли и заготовке сена, это были крепкие хозяйства. Позднее Гридка (Гриша) Микитин Чюхарев переселился на новое место и основал там деревню, рядом с которой была построена православная часовня. В 1669 году рядом с этой часовней в деревне Согиницы была построена церковь Святого Николая Чудотворца. Здание этой церкви – единственный уцелевший до нашего времени образец шатрового храма прионежской школы.

В 1873 году в деревне Гришино было четыре двора, в которых проживала чудь. Сохранившееся до наших времён поселение Гришино, основанное в XVI веке потомками Гридки (Гриши) Чухаря, напоминает нам о том, что на этой территории проживало вепсское население. Фамилия Шметоев, сохранившаяся здесь, в основе содержит прозвище Šmötti/Šmöttö, может происходить от карельского слова šmötikkö – «полный неуклюжий человек», «увалень» и напоминает нам о карелах-людиках. В 1993 году в деревне Гришино поселился Владислав Кирбятьев, который и основал тут своё экопоселение, чем вдохнул новую энергию в затухающую жизнь старинного местечка.

В настоящее время Согиницы входят в туристический маршрут «Деревянное зодчество Присвирья».

Вот ещё одна редкая запись, обнаруженная мной в писцовых книгах за 1563 год, подтверждающая, что в этих местах жили предки вепсов:

«Деревня на Салменской Сельге на том же озерке: двор Гридка Чюхарев, двор Юшко Фёдоров две трети обжи сеют в поле ржи коробью, косят шесть копен».

То, что в этой деревне жил потомок чухаря или, по-современному, вепса, не вызывает сомнения, а вот где находилась сама деревня, остаётся загадкой. Известно было, что оно находилось в районе Пидьмозера. Древнее название Салменская Сельга, оставленное предками вепсов, не сохранилось, но указание на чухарей оставило свой след в последующих названиях этой деревни. По генеральному плану межевания 1791 года поселение называлось Новопоселённый Чуденцов конец. Число дворов – девять. Мужчин – 28. Женщин – 31. В 1871 году название деревни Чудинов Конец. В ней было четыре крестьянских двора, в которых проживало 12 мужчин и 12 женщин. Этнический состав жителей не выделен, поэтому можно предположить, что это были уже в основном русские или обрусевшие семьи.

1905 год: в деревне Чудинов Конец было семь домов, в которых проживало четыре семьи (21 мужчина и 17 женщин).

Из воспоминаний, оставленных старожилом деревни Шанг-остров Георгием Михайловичем Евнуковым (1918 г/р.) известно, что в 1925 году в восточной части Шангострова находилась деревня Маркова Гора, которая имела и второе название – Чудинов Конец. В деревне стояло 11 домов, в которых проживали семьи Вершининых, Мизировых, Лепехиных, Кулохиных. В настоящее время на этом месте, вдоль всего берега так называемой восточной заводи Пидьмозера, стоят дома дачников. Сохранившееся в памяти жителей название деревни Маркова Гора возвращает нас к древнему забытому названию Салменская Сельга, в котором скрыты разгадки тайн истории этого края. Название с вепсского языка переводится, как «возвышенность над проливом» («сельг» – sel’g – «возвышенность вытянутой формы», «салма» – salm – «пролив»). Это объясняет нам, почему современный полуостров называется Шангостров. Слово «салма» указывает на то, что в этом месте в древности был пролив, разделяющий остров и материк. Интересно, что слово «салма», правда, в несколько изменённом виде («саума») использовалось местными жителями для обозначения мыса в западной части Шангострова, которую отделял от маленького острова пролив. Интересно знать и само происхождение названия Шангостров. Слово «шанг» в названии острова может происходить от карельского слова «шанги» – sän’gi – «урожай», «жнивьё». Современные жители хорошо знают, какие огромные поля на этом полуострове. На них крестьяне выращивали хороший урожай зерновых, а также были прекрасные сенокосы. В связи с этим названием приведу один интересный исторический факт. Весной 1930 года в деревне проходило первое организованное собрание членов сельхозартели, на котором учитель Я. А. Габучев предложил, чтобы сельхозартель деревни была названа «Красный Полуостров». Это предложение поддержал председатель комитета бедноты Михаил Васильевич Корехин. То есть уже в те годы население обратило внимание, что это не остров, а полуостров, и предложило это закрепить в названии колхоза.

Фото из архива автора

6.jpg

 
КОНТАКТЫ


ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:

ДОГАДИНА Татьяна Валентиновна

ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР:

КОВАЛЁВА Алла Фёдоровна

ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ:

(81365) 2-45-70

НАШ АДРЕС:

187780, Ленинградская область,
г. Подпорожье, ул. Исакова, д. 3

НАШ ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС:
svogni@mail.ru

ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ "ВКонтакте":
vk.com/svogni

YouTube-КАНАЛ:
youtube.com