Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

ОТ ВОДСКОЙ ПЯТИНЫ ДО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТ ВОДСКОЙ ПЯТИНЫ ДО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
10.06.2022

Предлагаем вниманию читателей газеты «Свирские огни» материалы Олега Вербового, подготовленные для книги «От Водской пятины до Ленинградской области». Олег Иванович – заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Подпорожского филиала Ленинградского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент, член-корреспондент Академии военно-исторических наук и Петровской академии наук и искусств, капитан первого ранга в отставке, многие годы посвятил военно-морскому флоту. Олег Вербовой принимает активное участие в популяризации среди молодёжи лучших традиций истории Отечества. Редакция надеется, что публикация серии статей в газете позволит всем интересующимся многое узнать об истории отечественного мореплавания и кораблестроения на Северо-Западе России.



История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество.
Николай Михайлович Карамзин


ГЛАВА 5. ТРИ ВОЙНЫ СО ШВЕЦИЕЙ ПОСЛЕ СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ (продолжение. Начало здесь)

(Оригинал текста, в т. ч. наименования, сохранён)

В начале октября 1788 года внезапно заболел командующий флотом адмирал С. К. Грейг и 15 октября скончался на борту флагманского корабля «Ростислав». Вместо него в командование временно вступил контр-адмирал Т. Г. Козлянинов (с марта 1789 года – вице-адмирал). 

В связи с приближением зимы было принято решение блокаду Свеаборга прекратить. Козлянинов с десятью лучшими кораблями ушел на зимовку в Ревель, три корабля направились в Копенгаген на усиление отряда В. П. Фондезина, а остальные ушли в Кронштадт. 

Памятник-обелиск народным ополченцам Рыбной слободы.jpg  надпись на обелиске.jpg

Однако, несмотря на полученное подкрепление в виде отряда под командованием контр-адмирала И. А. Повалишина, Фондезин, узнав о прекращении блокады шведского флота в Свеаборге, 20 октября самовольно снял блокаду Карлскруны и ушёл в Копенгаген, не дожидаясь подхода направленных к нему Т. Г. Козляниновым трёх линейных кораблей. 9 ноября шведская эскадра беспрепятственно ушла из Свеаборга и в середине ноября благополучно вернулась в Карлскруну. Это очень разозлило императрицу, и 20 декабря Фондезину было приказано сдать эскадру контр-адмиралу И. А. Повалишину. 

Весной 1789 года в командование эскадрой вступил вице-адмирал Т. Г. Козлянинов. Дания приступила к выполнению своих союзнических обязательств лишь спустя три месяца после начала войны. Получив сведения о неудачном для шведов Готландском сражении 6 июля 1788 года и блокаде шведского флота в Свеаборге, Дания в сентябре 1788 года ввела в Швецию свои войска, находившиеся в Норвегии. Однако угроза нападения со стороны Англии и Пруссии принудила Данию уже 28 сентября заключить сепаратный мир со Швецией. Несмотря на фактический выход Дании из войны, в кампанию 1789 года русская эскадра под командованием Т. Г. Козлянинова продолжала базироваться на Копенгагене. 

Всю зиму 1788-1789 годов противники готовились к новой военной кампании. Всего в составе русского флота на Балтийском море в готовности находились 35 линейных кораблей, 13 фрегатов и другие более мелкие суда, ещё восемь линейных кораблей достраивались на стапелях. Ускоренным темпом строились галеры, их число к началу кампании было доведено до 163 единиц. Тут же возникла проблема: не хватало гребцов. 

Правительство Екатерины обратилось в дворцовые вотчины по Неве, которые поставляли рыбу царскому двору. Сохранился в памяти народной патриотический поступок жителей села Рыбацкого: каждый пятый из привычных к вёслам мужчин села ушёл добровольцем на галерный флот. Недалеко от Невы был установлен сохранившийся до сих пор обелиск с надписью: «Сооружён в память усердия села Рыбацкого крестьян, нарядивших с четырёх пятого человека в шведскую войну 1789 года». 

Численность русских сухопутных войск в Финляндии была доведена к весне 1789 года до 70 тысяч человек. В составе шведского флота были 21 линейный корабль и 12 фрегатов, базировавшихся в основном на Карлскруне. Гребной флот насчитывал 150 судов, размещавшихся в Стокгольме и Свеаборге. Численность сухопутных войск составляла около 55 тысяч человек. 

Таким образом, Россия ко второй кампании добилась существенного количественного перевеса над противником и на суше, и на море. 

эландское сражение.jpg

Русский план кампании 1789 года предусматривал решительные наступательные действия армии и флота и перенесение войны на территорию Швеции. В Финляндии предполагалось развернуть наступление сразу на трёх направлениях – на Васу, Тавастехус и Гельсингфорс. Гребной флот должен был оказывать всемерную поддержку армии. Кораблям эскадры адмирала В. Я. Чичагова ставилась задача вести боевые действия в районе мыса Гангут с целью прервать морские перевозки противника между Швецией и Финляндией. Эскадре Т. Г. Козлянинова, дальнейшее пребывание которой в Копенгагене признавалось нецелесообразным, 23 марта 1789 года было приказано идти на соединение с эскадрой В. Я. Чичагова, чтобы, соединившись, разбить шведский флот и перенести боевые действия к берегам Швеции. 

Шведский план военных действий на 1789 год в основном повторял план года прошедшего. Соединение эскадр задерживалось из-за позднего вскрытия льда в Финском заливе. Но и шведский флот по той же причине задержался с выходом. Кампания 1789 года в Финляндии началась в конце марта действиями отдельных русских передовых отрядов, стоявших на левом берегу реки Кюммене. В конце мая началось наступление корпуса генерала Михельсона от Нейшлота и Вильманстранда с целью занять основные шведские опорные пункты. 31 мая была захвачена Кристина, 7 июня – Санкт-Микель и 12 июня – Пумала. Однако в середине июня шведские войска атаковали центр и левый фланг русской армии (по течению реки Кюммене) и вынудили русские войска оставить почти весь район, занятый ими на севере. Продвижение шведов было остановлено только 5 июля 1789 года. 

Отряды русских кораблей, сменяя друг друга, несли дозор у мыса Порккала-Удд до 16 октября 1789 года, срывая попытки шведской гребной флотилии поддерживать сообщение Швеции с Финляндией. 2 июля эскадра адмирала В. Я. Чичагова была усилена прибывшей из Кронштадта эскадрой контр-адмирала А. Г. Спиридова и вышла из Ревеля на соединение с эскадрой Козлянинова. Шведы попытались не допустить соединения русских эскадр и в течение почти трёх недель крейсировали в южной части Балтийского моря. 14 июля южнее острова Эланд эскадра В. Я. Чичагова встретилась со шведским флотом. В шестом часу утра 15 июля шведский флот, бывший на ветре (ветер NW) в линии баталии на левом галсе, начал медленно спускаться на русскую эскадру. В 14 часов, сблизившись на дистанцию пушечного выстрела, шведы открыли огонь. Эландский бой продолжался до 20 часов. Шведская эскадра прекратила огонь и укрылась в Карлскруне. Обе стороны потерь не понесли. 

21 июля эскадры В. Я. Чичагова и Т. Г. Козлянинова обнаружили друг друга и соединились. Объединённый русский флот теперь представлял могучую силу. В его составе находились 31 линейный корабль, 10 фрегатов, 2 бомбардирских корабля и 11 вспомогательных судов. Несколько дней флот находился у Карлскруны, а затем возвратился в Ревель, где оставался до конца кампании 1789 года. 

8 июля 1789 года русский гребной флот в составе 73 судов под командованием вице-адмирала принца Нассау-Зигена вышел из Кронштадта к проливу Роченсальм. Подход к шведскому гребному флоту, стоявшему на Роченсальмских рейдах, был возможен с двух направлений: узким проливом с севера и более широким – с юга. Отсюда шведов атаковал отряд под командованием И. П. Балле. Полагая, что здесь русские наносят главный удар, шведы сосредоточили на юге основные свои силы. 13 августа 1789 года в 10 часов утра корабли И. П. Балле открыли артиллерийский огонь. Бой продолжался около пяти часов, и постепенно шведы брали верх. Несколько русских судов получили серьёзные повреждения, а два судна были захвачены противником. К 18 часам вся русская эскадра вышла из боя. Нассау-Зиген задержался с развёртыванием сил, не сумел своевременно поддержать отряд Балле. Он начал действовать лишь около 13 часов и только к 15 часам нескольким русским канонерским лодкам удалось прорваться на рейд, а к 19 часам ценой больших усилий и потерь на рейд смогли пройти остальные галеры. 

Первым делом у шведов были отбиты русские суда, взятые в плен, а затем начался захват шведских судов. Жестокая битва продолжалась до двух часов ночи и закончилась поспешным отступлением шведов. Когда исход этого сражения стал очевидным, шведский король приказал сжечь более 30 транспортов и мелких судов, стоявших в устье реки Кюммене. Семь шведских судов с 214 пушками были захвачены русскими и потоплены. Всего было пленено 1 345 человек, в том числе 45 офицеров. Русские потеряли канонерскую лодку, галеру, 1 009 человек убитыми и ранеными. 

Роченсальмская победа позволила русским войскам в Финляндии начать наступление и высадить пятитысячный морской десант в устье реки Кюммене в тылу противника. Однако из-за нерешительности и медлительности командующего войсками В. П. Мусина-Пушкина благоприятная обстановка не была использована. Опасаясь окружения, шведские войска отступили к Ловисе, уничтожив переправы на реке Кюммене. В самом конце августа шведы попытались высадить десант перед позициями русских войск у Нейшлота, но были атакованы русскими и отошли. Этим закончилась кампания 1789 года, не принёсшая успеха ни одной из сторон. 

Александр Иванович Круз.jpg  Василий Яковлевич Чичагов.jpg

Всю наступившую зиму Швеция, получив крупную денежную помощь от Англии и Пруссии и заверения Дании об отказе от союза с Россией, энергично готовилась к новой военной кампании. Она довела свой флот до 25 линейных кораблей, 20 фрегатов и 350 гребных судов, а армию в Финляндии – до 50 тысяч человек. Располагая такими силами, шведский король Густав III предполагал разбить эскадру адмирала В. Я. Чичагова – у Ревеля, вторую – адмирала А. И. Круза – у Кронштадта. Затем запереть в шхерах и уничтожить русский гребной флот, блокировать Кронштадт и высадить на ораниенбаумский берег морской десант для овладения Петербургом. 

По плану 1790 года русская армия должна была при содействии гребного и парусного флотов овладеть Свеаборгом и Гельсингфорсом. Гребному флоту была поставлена задача уничтожить шведский гребной флот в финских шхерах и прервать сообщения противника в Финском заливе. Парусному флоту, который находился в Ревеле под командованием адмирала В. Я. Чичагова, предписывалось выставить дозоры у полуострова Гангут, в проливе Барёсзунд и у мыса Порккала-Удд и не допустить шведский флот в Финский залив, обеспечив тем самым гребному флоту свободу действий в шхерах. При успехе гребной флот под прикрытием парусного должен был выйти к берегам Швеции для высадки десантов. 

Военные действия в Финляндии в 1790 году начались в апреле наступлением шведских войск. Русские войска предприняли попытку оттеснить противника на север, но потерпели неудачу. Шведы в свою очередь ещё раз попытались продвинуться на юг, 18 апреля перешли реку Кюммене и захватили деревню Валкеала. Русские войска остановили продвижение противник а и 24 апреля отбросили его за реку Кюммене. 6 марта 1790 года два шведских фрегата, направленных на разведку из Карлскруны к Ревелю, высадили десант в Балтийском Порту (ныне – Палдиски), заклепали береговые орудия, сожгли провиантский магазин и, взяв контрибуцию с города, ушли. 19 апреля, когда кронштадтская эскадра ещё готовилась к походу, шведская эскадра вышла из Карлскруны и 2 мая атаковала эскадру Чичагова на Ревельском рейде, но не добившись успеха, вынуждена была отойти. Шведский гребной флот (154 судна), вышедший 27 апреля из Свеаборга, 4 мая атаковал у входа на Фридрихсгамский рейд отряд русских гребных судов капитана 1-го ранга Слизова (63 судна). После Фридрихсгамского боя, длившегося три с половиной часа, отряд Слизова, израсходовав почти весь боезапас, начал отход к Фридрихсгаму. 10 наиболее повреждённых судов были сожжены своими экипажами. Шведы захватили 10 и потопили шесть судов, потеряв в бою только одно судно. Шведский гребной флот под командованием Густава III беспрепятственно прошёл в Выборгский залив и 22 мая стал на якорь у островов Рогель и Бьёрке в ожидании подхода парусного флота. Для оказания помощи ревельской эскадре в Кронштадте готовились 11 линейных кораблей и два фрегата, которые должны были выйти в Ревель, как только Финский залив очистится ото льда. Для защиты Кронштадта вооружалась резервная эскадра из восьми линейных кораблей, шести фрегатов, 15 малых судов. 

Однако выход первой эскадры к Ревелю не состоялся, так как в Финском заливе уже появился шведский флот. Обе эскадры были объединены и 12 мая под командованием вице-адмирала А. И. Круза вышли из Кронштадта навстречу идущему от Ревеля шведскому флоту. Ему было приказано атаковать его. В ожидании шведской эскадры адмирал Круз маневрировал между мысом Стирсудден и Красной Горкой, имея в линии 17 кораблей и за линией четыре фрегата, несколько небольших парусных судов и гребных фрегатов. 

На рассвете 23 мая 22 линейных корабля, восемь больших и четыре малых фрегата шведского флота под командованием герцога Карла Зюдерманландского сблизились с кораблями русского авангарда и открыли интенсивный огонь по всей линии. Большие шведские фрегаты присоединились к линии баталии, поэтому количество русских кораблей стало в два раза меньше числа кораблей противника. Шведы предприняли попытку обойти правый фланг русского авангарда. Заметив это, контр-адмирал Ф. И. Дениссон двинулся со своими фрегатами на помощь атакуемым. После двухчасового боя суда противника один за другим стали выходить из зоны артиллерийского огня. К 8 часам вечера бой закончился отступлением шведов к острову Сескар. Спустя три часа из Бьёркезунда вышел отряд шведского гребного флота, который атаковал правый фланг линии русской эскадры, но был отогнан гребными фрегатами отряда Дениссона. 

В полдень 24 мая при тихом западном ветре шведский флот вновь сблизился с русской эскадрой и возобновил бой, сосредоточив основные усилия против кордебаталии (центра). После часовой артиллерийской дуэли противник отошёл за пределы досягаемости артиллерийского огня. В результате повреждений рангоута и такелажа некоторые корабли русского авангарда потеряли управление и разорвали линию. Пользуясь этим, шесть шведских линейных кораблей и фрегатов попытались обойти авангард русской эскадры, но подошедшие фрегаты Дениссона им помешали. Около 18 часов шведы получили донесение о подходе с запада Ревельской эскадры В. Я. Чичагова. Это вынудило их начать отход. В двухдневном Красногорском (Стирсуденском) сражении русский флот, уступая шведам в числе участвовавших в боях кораблей, предотвратил непосредственную угрозу Петербургу, сорвав планы высадки шведского десанта. 

В. Я. Чичагов действовал не лучшим образом. Утром 25 мая, обнаружив отступающий на запад шведский флот, он не использовал выгодной возможности окружения противника. Русские корабли сначала легли в дрейф, а затем в боевом порядке стали на якорь. Шведский флот, корабли которого были повреждены в ходе двухдневных боёв, не решился прорываться в Свеаборг мимо эскадры В. Я. Чичагова и укрылся в Выборгском заливе, куда прибыл в полном беспорядке. К исходу мая 1790 года в Выборгском заливе собралось до 100 парусных и 200 гребных судов под командованием самого короля Густава III. Обстановка для шведов создалась тяжёлая. Всё побережье занимала русская армия. В Выборгском заливе в Транзунде находилась гребная флотилия вице-адмирала Т. Г. Козлянинова. Со стороны моря все выходы из залива были блокированы сильными отрядами русского парусного флота. 

Однако воспользоваться преимуществами сложившейся диспозиции адмирал В. Я. Чичагов не сумел. За время почти месячной блокады русский флот никаких действий не предпринимал. На эффективности блокады шведского флота в Выборгском заливе негативно сказалось отсутствие единства командования русскими войсками и силами флота. 

(Продолжение следует)


6.jpg

 
КОНТАКТЫ


ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:

ДОГАДИНА Татьяна Валентиновна

ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР:

КОВАЛЁВА Алла Фёдоровна

ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ:

(81365) 2-45-70

НАШ АДРЕС:

187780, Ленинградская область,
г. Подпорожье, ул. Исакова, д. 3

НАШ ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС:
svogni@mail.ru

ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ "ВКонтакте":
vk.com/svogni

YouTube-КАНАЛ:
youtube.com